Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осьмаковой Н.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетних Осьмаковой Т.С., Осьмакова С.С., Осьмаковой Е.С. к Министерству финансов Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании уплаченных денежных средств за коммунальные услуги,
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РФ в лице УФК по РБ Бадмаева Б.Ц. на заочное решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 мая 2015г., которым постановлено:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Осьмаковой Н.В. уплаченные денежные средства за электроэнергию, горячее водоснабжение, отопление, водоотведение и водопотребление в размере ... рублей ... копеек.
В удовлетворении иска к Министерству финансов Республики Бурятия отказать.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах Осьмаковой Н.В. и ее несовершеннолетних детей просил взыскать солидарно с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов РБ денежные средства в размере ... руб., оплаченные Осьмаковой Т.В. за коммунальные услуги.
В обоснование требований указал, что семья Осьмаковой Н.В. является многодетной, имеет троих детей. С момента рождения третьего ребенка у многодетной семьи возникло право на получение льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992г. N431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которым предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. С ... года за холодное, горячее водоснабжение, отопление, канализацию, электроэнергию семьей Осьмаковой было оплачено ... руб. Денежные средства в размере 30% от произведенной указанной оплаты за коммунальные услуги в размере ... руб. подлежат возмещению Осьмаковой. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, возмещение указанных расходов должно производиться за счет казны Российской Федерации и казны Республики Бурятия.
В судебное заседание стороны не явились.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по РБ Бадмаев Б.Ц. просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что установление для многодетных семей скидки от оплаты за пользование коммунальными услугами относится в силу ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к компетенции субъекта Российской Федерации. Указ Президента не устанавливает льготы, а только поручает субъектам Российской Федерации установить такие льготы. Районный суд не вправе делать вывод о том, что федеральный законодатель не исполнил обязанность по разработке порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных указом.
До рассмотрения указанной жалобы по существу, от Северобайкальского межрайонного прокурора поступил отказ от иска, поданного в защиту интересов семьи Осьмаковых. Поскольку последние, будучи извещенными об отказе прокурора от иска не заявили также об отказе от иска, гражданское дело в соответствии с п. 2 ст. 45 ГПК РФ, рассмотрено коллегией по существу.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по РБ не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец Осьмакова Н.В. не явилась, уведомлена надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что семья Осьмаковых является многодетной, имеющей троих несовершеннолетних детей.
Удовлетворяя требования Северобайкальского межрайонного прокурора, районный суд исходил из того, что федеральный законодатель не исполнил обязанность по разработке порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", поэтому предоставление льготы должно производиться за счет средств федерального бюджета.
С данным выводом согласиться нельзя.
Действительно, Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Из положений ст.85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведений субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного социальная защита многодетных семей находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по ее реализации осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
До настоящего времени Республика Бурятия не приняла нормативного правового акта о предоставлении такой льготы.
Действующее законодательство не содержит положения о том, что в случае непринятия субъектом Российской Федерации нормативного правового акта о предоставлении льготы, возникает расходное обязательство Российской Федерации. При таких обстоятельствах, предоставление льготы за счет средств федерального бюджета неправомерно.
Указанное свидетельствует о неправильном применении районным судом норм материального права, что в силу ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и принятия нового.
При новом рассмотрении дела, учитывая изложенное выше, коллегия не находит оснований для удовлетворения иска ввиду отсутствия для этого предусмотренных законом оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 мая 2015 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Осьмаковой Н.В., несовершеннолетних Осьмаковой Т.С., Осьмакова С.С., Осьмаковой Е.С. в лице законного представителя Осьмаковой Н.В. к Министерству финансов Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании уплаченных денежных средств за коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
Председательствующий Булгытова С.В.
Судьи Казанцева Т.Б.
Раднаева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.