Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Тубденовой Ж.В.,
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцевой Л.Ф., Усольцева А.М., Иванова А.В., Усольцевой Е.А., Усольцевой Е.А. в интересах несовершеннолетнего Иванова И.В. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Замураевой С.Л. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 28 апреля 2015г., которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Усольцевой Л.Ф., Усольцева А.М., Иванова А.В., Усольцевой Е.А., Усольцевой Е.А. в интересах несовершеннолетнего Иванова И.В. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Признать право Усольцевой Л.Ф., Усольцева А.М., Иванова А.В., Усольцевой Е.А., Усольцевой Е.А. в интересах несовершеннолетнего Иванова И.В., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... в " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме ... ( " ... ") рублей на каждого.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., выслушав представителя Министерства социальной защиты населения РБ Меркулову С.А., действующую на основании доверенности, ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы и возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы, обращаясь в суд с иском к администрации МО " " ... "" просили признать за ними право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. на каждого.
Требования мотивированы тем, что они постоянно проживают в квартире по адресу: " ... ", что подтверждается регистрацией по месту жительства. ... в связи с селевыми потоками и паводковыми водами " ... ", затоплен их дом и земельный участок, вследствие чего их имущество утрачено. Они обратились с заявлением о признании их пострадавшими и оказании им мер государственной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, однако оказанную материальную помощь в размере ... рублей на каждого и ... на каждого, истцы считают явно заниженной. Просят суд признать за ними право на выплату единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество в размере ... рублей, на каждого пострадавшего человека.
Истцы Усольцева Л.Ф., Усольцев А.М., Иванов А.В. в судебное заседание не явились. Усольцева Е.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить заявление.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. возражала против заявленных требований, пояснив, что истцам было выплачено по ... рублей.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Замураева С.Л. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. В частности, доказательств причинения ущерба в большем размере, чем оказано финансовой помощью, истцами не представлено, акт уполномоченного органа не оспорен. Таким образом, оснований для изменения размера финансовой помощи не имеется. Судом не установлено, какое имущество утрачено истцами вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, оценка имуществу не давалась, стоимость не определялась, не устанавливался характер утраченного имущества. Также судом не оценивалось, имеется ли у истцов в собственности другое жилое помещение. Полагает, что судом без достаточных оснований принято решение о признании права на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме ... рублей на каждого. Кроме того, в настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " пригодно для проживания.
На данную жалобу истцами принесены возражения, в которых они просят апелляционную жалобу не удовлетворять.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения РБ Меркулова С.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Истцы Усольцева Л.Ф., Усольцев А.М., Усольцева Е.А., Иванов А.В. не явились, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя Министерства социальной защиты населения РБ Меркулову С.А., проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (п.п. "п" пункта 4).
... в " ... " произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки " ... ".
В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП "Аршан" Тункинского района Правительством Республики Бурятия приняты Распоряжение N384-р от 01.07.2014 г. и Распоряжение N 433-р от 17.07.2014 г.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия N433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в п. Аршан Тункинского района Республики Бурятия N 25 от 23.07.2014 г.
В соответствии с п.2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Этим же пунктом установлено, что получатель бюджетных средств (МО "Тункинский район") определяет размер финансовой помощи за частично утраченное имущество из расчета 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. на гражданина. При сумме ущерба менее 50000 руб., финансовая помощь оказывается в размере равном размеру ущерба.
Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014г. N 259.
В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество 5000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее 50000, то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.
В материалах дела имеется акт ... , составленный указанной комиссией, согласно которому при осмотре дома по " ... " предварительный ущерб комиссией определен в размере ... руб.
Документов, свидетельствующих об ином размере ущерба, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что согласно приведённому Соглашению, истцы имеют право на получение финансовой помощи из расчета ... руб. на каждого, а не ... руб., как им было выплачено.
Доводы жалобы о том, что размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы ущерба, указанной в акте уполномоченного органа не свидетельствуют о неправильном определении судом размера финансовой помощи. Из буквального толкования п. 2.2.2 приведенного Соглашения следует, что за частично утраченное имущество размер финансовой помощи всегда составляет ... руб. на человека, за исключением случаев, когда размер ущерба составляет менее ... руб. В таком случае, размер финансовой помощи равен размеру ущерба. Каких-либо изъятий, ограничений из указанного, в том числе касающиеся того, что сумма финансовой помощи зависит от количества потерпевших и в общей сложности не может превышать размер ущерба, указанное соглашение не содержит.
Более того, в любом случае при приблизительном размере ущерба от 150000 руб. до 300000 руб., следует признать, что выплата истцам финансовой помощи в общей сложности ... руб. на всех, не превышает причиненного им ущерба.
Ссылку на то, что при определении указанной помощи должен учитываться размер материальной помощи, принять во внимание нельзя. Как видно из дополнительного соглашения N 1 от 30 декабря 2014г. к приведенному выше Соглашению, абзац 4 п.п. 2.2.2. п. 2.2. раздела 2 последнего, предусматривающий указанное ограничение, исключен.
При наличии нормативных правовых актов, в силу которых основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащие сведения о размере понесенного ущерба, ссылки автора жалобы на отсутствие доказательств причинения ущерба в большем объёме, чем оказано финансовой помощи, принять во внимание нельзя.
Как уже выше указывалось, доказательством причинения ущерба в указанном размере являлся акт уполномоченной комиссии, не оспоренный и не признанный недействительным.
При наличии приведенных императивных норм, регламентирующих порядок определения размера ущерба и финансовой помощи, у суда отсутствовала обязанность по установлению конкретного перечня и видов утраченного имущества, и его стоимости.
Перечисленными нормами не предусмотрен отказ в выплате финансовой помощи по мотиву отсутствия средств, а потому отсутствие средств из резервного фонда в 2015г. не могло являться основанием для отказа в иске.
Как видно из указанного выше Соглашения, оказание финансовой помощи, определение ее размера возложены на администрацию МО "Тункинский район", как получателя бюджетных средств. Оспариваемое решение не содержит выводов о правах и обязанностях Министерства социальной защиты населения РБ, а потому судебная коллегия не усматривает безусловных оснований, предусмотренных п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ для отмены оспариваемого решения суда по мотиву не привлечения указанного лица.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Вместе с тем, коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на наличие у истцов права на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме ... руб. на каждого с учетом ранее выплаченных ... руб. каждому.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 28 апреля 2015 года дополнить указанием о праве Усольцевой Л.Ф., Усольцева А.М., Иванова А.В., Усольцевой Е.А., несовершеннолетнего Иванова И.В. в лице законного представителя Усольцевой Е.В. на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме ... руб. на каждого с учетом ранее выплаченных каждому ... руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Тубденова Ж.В.
Судьи Казанцева Т.Б.
Раднаева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.