Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего
Суханкина А.Н.
судей
Ольковой А.А.
Зайцевой В.А.
при секретаре Доевой З.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенко ЛИ к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга, потребительскому садоводческому кооперативу "Северка-1" о признании права собственности на земельный участок по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Екатеринбурга на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 30.07.2015.
Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения представителя истца Тимошенко Л.И. - Расова Д.А., представителей ответчика ПСК "Северка-1" - Бердышевой О.В. и Речкалова Д.Н., представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга - Шалыгиной А.А., судебная коллегия
установила:
Тимошенко Л.И. обратилась в суд с иском к потребительскому садоводческому кооперативу "Северка-1", Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности на земельный участок N, площадью ( / / ) кв.м с кадастровым номером N, расположенный в ...
В обоснование требований указано, что данный участок является частью потребительского садоводческого кооператива "Северка-1" (далее - ПСК "Северка-1"), членом которого истец является с 1996 г. В 2009 г. на общем собрании членов ПСК принято решение передать ей в собственность вышеуказанный участок. Истец длительное время обрабатывает его, несет бремя содержания, уплачивает членские взносы, за свой счет провела кадастровые работы, после чего участок был поставлен на кадастровый учет.
Поскольку участок был предоставлен для коллективного садоводства ПСК "Северка-1", однако государственный акт или свидетельство о праве на земельный участок не выдавалось, истец не может зарегистрировать свое право на используемый ею участок в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истца Расов Д.А. на удовлетворении иска настаивал, дополнительно пояснил, что Администрация г. Екатеринбурга возражает против иска по формальным основаниям, указывая на отсутствие уточненных списков членов кооператива. Полагал, доводы о необходимости регистрации истца на территории г. Екатеринбурга необоснованными.
Представители ответчика ПСК "Северка-1" Речкалов Д.Н. и Бердышева О.В. исковые требования признали, подтвердив фактические обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также указали, что ПСК "Северка-1" создан 18.09.1996. В этот же период состоялось распределение выделенных Железнодорожному району под коллективные сады территорий, предоставление земельного участка для ведения садоводства и выделение участков гражданам. Однако в связи с тем, что уполномоченным органом не был выдан правоподтверждающий документ (свидетельство о праве ПСК "Северка-1" на выделенный земельный участок площадью 32 га), граждане - члены кооператива в настоящее время лишены возможности оформить и зарегистрировать свои права на обрабатываемые ими 20 лет садовые участки во внесудебном порядке.
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Турыгина Н.В. против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что у кооператива отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок.
Пояснила, что постановлением Главы Администрации Железнодорожного района от ( / / ) N действительно были распределены земельные участки садоводческим кооперативам "Хохотун" - 9,2 га и "Северка-1" - 10,5 га, зарегистрированным в 1996 г. Однако данным постановлением председателям садоводческих кооперативов было рекомендовано обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга для оформления землеотводных документов, чего ни СНТ "Хохотун", ни ПСК "Северка-1" не сделали.
В настоящее время согласно протоколу общего собрания от 30.10.2005 СНТ "Хохотун" вошло в состав ПСК "Северка-1". Последнее, подготовив межевой план осуществив кадастровый учет, претендует на участок площадью 32,3 га. распоряжением Главы г. Екатеринбурга от ( / / ) N кооперативу было разрешено проектирование застройки территории в границах земельного участка площадью 32,3 га, часть которого находится в фактическом пользовании садоводов, а другая часть формируется в качестве резервных земельных участков. Подготовленный проект организации территории ПСК "Северка-1" был утвержден постановлением Администрации г. Екатеринбурга от ( / / ) N. Дальнейшее предоставление земельных участков конкретным садоводам должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством (ст. ст. 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), для чего в Земельный комитет Администрации г. Екатеринбурга должны быть представлены заявления граждан и список членов кооператива для включения их в очередь на получение участков. Поскольку в представленном председателем ПСК "Северка-1" списке имелись неточности, ряд указанных в нем граждан не зарегистрированы на территории МО "г. Екатеринбург", данный список был возвращен на доработку, после чего новый список председателем ПСК не подавался.
Также представитель указала, что Администрация г. Екатеринбурга не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку с 01.01.2015 полномочия по предоставлению земельных участков переданы Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО).
Представитель ответчика МУГИСО, третьи лица Волкова О.С., Волкова Н.В., Котова Н.А., представители третьих лиц Департамента лесного хозяйства Свердловской области, ФГБПО "Уральский государственный лесотехнический университет" в судебное заседание не явились, каких-либо возражений на иск не представили.
Представителем ФГБ ПО "Уральский государственный лесотехнический университет" (далее - УГЛТУ) в отзыве указано, что на основании постановления Главы Администрации г. Екатеринбурга N от ( / / ) земельный участок площадью 32,3 га был исключен из состава земель ФГУП "Учебное научно-производственное комплексное лесохозяйственное предприятие УЛТИ", правопреемником которого является УГЛТУ. Исключенный земельный участок имеет кадастровый N и предоставлен ПСК "Северка-1". Границы данного участка с УГЛТУ согласованы (участок, выделенный ПСК "Северка-1", граничит с земельным участком с кадастровым номером N, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования УГЛТУ), спорных вопросов по границам не имеется.
Решением суда исковые требования Тимошенко Л.И. к Администрации г. Екатеринбурга, ПСК "Северка-1" о признании права собственности на земельный участок удовлетворены. За Тимошенко Л.И. признано право собственности на земельный участок N площадью ( / / ) кв.м с кадастровым номером N, расположенный в г. Екатеринбурге, ПСК "Севрека-1". В удовлетворении исковых требований к МУГИСО о признании права собственности на земельный участок отказано.
Не согласившись с постановленным решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Шалыгина А.А. подала апелляционную жалобу, в которой, с учетом дополнений, настаивала на том, что Администрация г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по делу. Также указала на необоснованность вывода суда о том, что ПСК "Северка-1" был предоставлен земельный участок площадью 32,3 га до дня введения в действие Земельного кодекса, поскольку представленными в материалы дела документами подтвержден отвод ПСК "Северка-1" только участка площадью 10,5 га. В частности на это указывает наличие у истца лесорубочного билета на участок площадью 10.5 га. На основании изложенных обстоятельств, просила решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации также пояснила, что ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун" был предоставлен земельный участок общей площадью 19,7 га, однако данный участок не был поставлен на кадастровый учет, а в настоящее время на кадастровом учете стоит участок N площадью 32,2 га, который ПСК не предоставлялся, границы предоставленного ПСК участка площадью 10,5 га не определены. Исходя из этого установить, что земельный участок истца входит в границы отведенного ПСК участка не представляется возможным, как и определить, какую часть участка площадью 32,2 га составляет первичный отвод ПСК. Оспаривала вывод суда о том, что правоустанавливающие документы на участок не оформлены по причине ненадлежащего исполнения уполномоченными муниципальными органами своих обязанностей, указав, что действия по получению соответствующих документов должны были принять сами садоводческие объединения. Также обратила внимание на то, что участок истцом не используется.
В отзыве на апелляционную жалобу истец Тимошенко Л.И. указала, что факт предоставления ПСК "Северка-1" в 1996 г. земельного участка площадью 32,3 га подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Доводы жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, полагала необоснованными. Также указано, что до предъявления иска истец обращалась в МУГИСО с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на что ей был получен отказ.
Представитель истца Расов Д.А., представители ответчика ПСК "Северка-1" Речкалов Д.Г. и Бердышева О.В. поддержали доводы отзывов и возражений, просили в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон "О садоводческих объединениях") в редакции, действовавшей на момент предоставления участка ПСК "Северка-1", обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель общего пользования в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О садоводческих объединениях" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению Главы администрации г. Екатеринбурга от ( / / ) N было принято решение ходатайствовать перед Главой администрации Свердловской области об изъятии из земель учебного научно-производственного комплексного лесохозяйственного предприятия УЛТИ ... общей площадью 32,3 га и закреплении его за администрацией Железнодорожного ... для последующей организации садоводческого товарищества с оформлением акта землепользования в соответствии с действующим законодательством. При этом на администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга была возложена обязанность выполнить проект организации территории коллективного сада и согласовать его в установленном порядке.
Постановлением Главы администрации Свердловской области N от ( / / ) принято решение ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации об изъятии из земель учебного научно-производственного комплексного лесохозяйственного предприятия УЛТИ ... общей площадью 32,3 га в постоянное пользование.
Начальником отдела лесного хозяйства Свердловского управления лесного хозяйства N от ( / / ) дано указание об отводе на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ( / / ) N в пользу Администрации Железнодорожного района земельного участка под коллективный сад площадью 32,3 га в соответствии с постановлением Главы администрации Свердловской области от ( / / ) N.
Постановлением Главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга N от ( / / ) распределена территория, выделенная району под коллективное садоводство на станции Северка в количестве 32 га, согласно приложению. В приложении поименованы организации и граждане, стоящие на учете в администрации, в количестве 327.
Постановлением Главы администрации Железнодорожного района от ( / / ) N, изданным в соответствии с вышеуказанным постановлением N, земельный участок в ... , площадью 32,3 га был распределен садоводческим кооперативам "Хохотун" и "Северка-1", при этом кооперативу "Северка-1" выделено 10,5 га, а кооперативу "Хохотун" - 9,2 га. Председателям правления указанных кооперативов предложено обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга для оформления землеотводных документов.
Указанные землеотводные документы ни ПСК "Северка-1" ни кооперативом "Хохотун" оформлены и получены не были.
С учетом положений ст. 14 Федерального закона "О садоводческих объединениях" и ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающих в качестве основания возникновения права акты муниципальных органов, судебная коллегия находит правильным вывод суда том, что отвод земельного участка ПСК "Северка-1" состоялся, а факт неполучения кооперативом в последующем в качестве правоподтверждающего документа свидетельства или государственного акта о праве пользования участком сам по себе об обратном не свидетельствует.
Однако вывод суда о том, что площадь выделенного ПСК участка составляет 32,3 га, не соответствует материалам дела.
Исходя из содержания постановления Главы администрации Железнодорожного района от ( / / ) N, из общего участка площадью 32,3 га садоводческим кооперативам "Хохотун" и "Северка-1" было выделено 9,2 га и 10,5 га, соответственно.
Именно на участок площадью 10,5 га ПСК был выдан лесорубочный билет N от ( / / ).
Доводы представителей ПСК о том, что площадь выделенного ПСК "Северка-1" участка согласно принятому ранее постановлению Главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга N от ( / / ) составляет 32,3 га, при этом данное ПСК поименовано в этом документе как " ... ", судебной коллегией отклоняются, поскольку ПСК "Северка-1" было образовано и зарегистрировано только 18.09.1996, в связи с чем не могло быть указано в постановлении, а приведенное в данном документе наименование " ... ", как видно из его содержания, обозначает название территории, в пределах которой выделен участок.
По данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области сведения об участках, выделенных ПСК "Северка-1" (площадью ( / / ) кв.м) и СНТ "Хохотун" (площадью ( / / ) кв.м) были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании дополнения к инвентаризационной описи кадастрового квартала N, утвержденной ( / / ) (л.д. 4-6, т. 2). В качестве основания внесения данных сведений указано постановление Главы администрации Железнодорожного района от ( / / ) N и материалы инвентаризации.
После выдела участков ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун" предусмотренный ст. 14 Федерального закона "О садоводческих объединениях" проект организации сада, на основании которого должно быть осуществлено распределение участков и закрепление их за конкретными лицами, разработан и утвержден не был, границы выделенных ПСК и СНТ участков не были установлены на местности, исходя из чего распределение в них участков могло производиться лишь стихийно.
Участок же площадью 32,3 га впервые был поставлен на кадастровый учет на основании дополнения к инвентаризационной описи ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала N от ( / / ) (л.д. ( / / )). Его площадь определена на основании межевого дела ( / / ) г., подготовленного по заданию ПСК "Северка-1", и не соответствует первичному отводу, даже с учетом объединения ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун".
Распоряжением Главы Екатеринбурга N от ( / / ) ПСК "Северка-1" было разрешено проектирование застройки территории в границах участка площадью 32,3 га с учетом фактического пользования и при условии использования остальной территории для размещения резервных участков.
Проект организации территории ПСК "Северка-1" в границах земельного участка площадью 32,3 га, определивший нумерацию участков и их местоположение был утвержден Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от ( / / ) N.
При этом, как отмечалось ранее, площадь участка ПСК по проекту значительно превышает площадь отведенную ПСК в 1999 г., даже с учетом его последующего объединения с СНТ "Хохотун", что противоречит положениям ст. 14 Федерального закона "О садоводческих объединениях".
Согласно пояснениям представителя Администрации часть участка площадью 32,3 га по проекту организации территории составляют земли, ранее выделенные ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун" и находящиеся в фактическом пользовании граждан, а оставшаяся часть предназначена (зарезервирована) для нового предоставления.
Определяя правовую природу указанных распорядительных актов, судебная коллегия не находит оснований расценивать их ни в качестве актов органа местного самоуправления о предоставлении дополнительного земельного участка (поскольку они не отнесены законом к числу таковых), ни в качестве актов закрепляющих фактическое пользование ПСК в сложившихся границах (поскольку это опровергается составленным Земельным комитетом Администрации г. Екатеринбурга актом обследования участка истца от ( / / ) (л.д. 139) и пояснениями сторон в суде апелляционной инстанции, согласно которым участок ПСК площадью 32,3 га его членами фактически не используется, заболочен и частично зарос древостоем).
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации решение суда не может быть основано на акте органа местного самоуправления не соответствующего требованиям закона.
Исходя из изложенного коллегия приходит к выводу, что в отсутствие акта о предоставлении ПСК "Северка-1" дополнительного земельного участка у последнего отсутствует какое-либо право на участок площадью 32,2 га.
В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом в данном деле подлежит доказыванию, членство истца в ПСК, распределение ей спорного участка и факт того, что участок, выделенный истцу, изначально входил в территорию ПСК.
Никем из участвующих в деле лиц не оспаривается, что в настоящее время истец действительно является членом ПСК "Северка-1". Однако доказывая возможность приватизации спорного участка как части отведенного ПСК, истец утверждала, что является членом ПСК с 1996 г. и с этого момента пользуется им.
Вместе с тем, в списке граждан, поименованных в приложении к постановлению Главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга N от ( / / ) о распределении территории ... , истец не указана. Согласно протоколу общего собрания ПСК "Северка-1" от ( / / ) истцу распределен участок N. Какие-либо доказательства, свидетельствующие о распределении ей участка до ( / / ) г., а также об использовании участка до этого момента, в материалах дела отсутствуют.
Отмечает коллегия и тот факт, что нумерация участков впервые была закреплена в проекте организации территории ПСК "Северка-1", подготовленном в соответствии с распоряжением Главы Екатеринбурга N от ( / / ) и утвержденном постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от ( / / ) N. Этим же проектом определена площадь участка истца ( / / ) кв.м. Кадастровые работы по определению границ участка истца были выполнены, как следует из межевого плана, ( / / ), участок поставлен на кадастровый учет ( / / ). Сведений о том, какой номер имел участок, на который претендует истец, до утверждения проекта организации сада, как и сведений о местоположении данного участка в ПСК и его площади, суду не представлено. Из составленного Земельным комитетом Администрации г. Екатеринбурга акта осмотра участка следует, что он зарос древостоем и не обрабатывается уже длительное время.
Таким образом, все имеющиеся в деле документы свидетельствуют о членстве истца в ПСК не ранее ( / / ) При таких обстоятельствах представленная истцом квитанция об уплате членских взносов за участок (без номера), датированная ( / / ), как противоречащая совокупности остальных доказательств, не может быть принята.
В силу ст. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право истца как члена ПСК на приватизацию выделенного участка может быть реализовано лишь при доказанности нахождения данного участка в границах участка ПСК.
Согласно положениям ранее действовавшей ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
В материалах инвентаризации от 28.12.2006 имеется каталог координат участков, предоставленных ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун" площадью ( / / ) кв.м и ( / / ) кв.м, однако указанные координаты не могут однозначно свидетельствовать об уточнении границ ПСК, поскольку отсутствуют доказательства, что данные координаты определены по результатам межевания. Исходя из этого коллегия приходит к выводу, что границы участка, отведенного ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун" не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Вместе с тем, сравнение проекта организации ПСК (л.д. 35) с ранее утвержденным схематичным планом участков ПСК "Северка-1" и СНТ "Хохотун" (л.д. 162), являющимся приложением к постановлению Главы администрации Железнодорожного района от ( / / ) N, в том случае, если за точку отсчета принять существующий водоем, отраженный в обоих документах, показывает, что участок N не мог входить в границы первичного отвода ПСК "Северка-1" и находится явно за его пределами.
Поскольку права истца на участок являются производными от прав садоводческого объединения, а на момент рассмотрения спора границы участка, отведенного ПСК не определены, такой участок как объект гражданских прав отсутствует, и согласно остальным имеющимся в деле документам участок истца не является образованным из участка, предоставленного ПСК, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а исковые требования Тимошенко Л.И. оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 30.07.2015 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Тимошенко ЛИ к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга, потребительскому садоводческому кооперативу "Северка-1" о признании права собственности на земельный участок, отказать.
Председательствующий Суханкин А.Н.
Судьи Олькова А.А.
Зайцева В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.