Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Кокшарова Е.В.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемезовой О.В. к администрации муниципального образования "Каменский городской округ" о включении иного периода работы в стаж муниципальной службы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Вощиковой И.В. на решение Каменского районного суда Свердловской области от 04.08.2015.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Вощиковой И.В. (доверенность N ... -А от ... сроком по ... ) поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чемезова О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Каменский городской округ" (далее по тексту - Администрация, ответчик) о возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы период ее работы в Администрации с ... по ... в должности ... , а также произвести перерасчет и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, ежемесячную надбавку за выслугу лет на муниципальной службе.
В обоснование иска указала, что с ... по ... работала в Администрации в должности ... она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, подтверждающей стаж муниципальной службы, копии трудового договора и должностной инструкции ... В ответ на заявление глава Администрации Б. сообщил, что в соответствии с Законом Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ должность ... не является должностью муниципальной службы, в связи с чем стаж работы в указанной должности не может быть включен в стаж муниципальной службы. В выдаче должностной инструкции было отказано по причине ее отсутствия в отделе кадров Администрации. Истец с ответом Администрации не согласна, полагает, что в период замещения должности ... осуществляла полномочия по решению вопросов местного значения, в частности, по вопросу установления, изменения и отмены местных налогов, что позволяет отнести должность ... к должностям муниципальной службы.
Представитель ответчика Вощикова И.В. иск не признала, суду пояснила, что истец с ... по ... работала в Администрации в должности ... , однако данный период не может быть включен в стаж муниципальной службы, поскольку истец не замещала должность муниципальной службы, а исполняла обязанности по техническому обеспечению деятельности органа местного самоуправления.
Решением Каменского районного суда Свердловской области от 04.08.2015 исковые требования Чемезовой О.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Вощикова И.В. просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт настаивает на отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в стаж муниципальной службы, указывает, что истец не представила документов о сумме полагающейся ежемесячной надбавки за выслугу лет и компенсации за неиспользованный отпуск, не указала период, за который необходимо произвести перерасчет, однако суд данные обстоятельства не учел, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод о том, что именно ответчик, а не настоящий работодатель истца обязан произвести данный перерасчет.
В отзыве на апелляционную жалобу истец Чемезова О.В. полагает решение суда первой инстанции законным и просит оставить его без изменения.
В заседание судебной коллегии истец, извещенная надлежащим образом о месте и времени апелляционного рассмотрения дела (телефонограмма от 19.10.2015), не явилась, о причинах своей неявки не сообщила, никаких ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявила.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в период с ... по ... Чемезова О.В. (добрачная фамилия Брук) работала в Администрации ... в должности ... , что подтверждается копиями трудового договора (л.д. 9-10), трудовой книжки истца (л.д. 11-24) и ответчиком не оспаривалось.
Глава Администрации Б. в своем ответе от ... на обращение истца указал, что период ее работы в должности ( / / ) в Администрации не засчитывается в стаж муниципальной службы, поскольку должность ... не является должностью муниципальной службы (л.д. 8). Кроме того, в ответе указано на невозможность выдачи копии должностной инструкции ... по причине ее отсутствия в Администрации.
Удовлетворяя при указанных обстоятельствах исковые требования Чемезовой О.В., суд, проанализировав положения Закона Свердловской области от 07.08.1996 N 34-ОЗ "О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области", Закона Свердловской области от 21.01.1997 N 5-ОЗ "О стаже государственной службы Свердловской области и муниципальной службы в Свердловской области", Закона Свердловской области от 03.04.1996 N 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области", Устава муниципального образования "Каменский район", оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что в период работы в Администрации в ... истец выполняла круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и несла ответственность за исполнение этих обязанностей, следовательно, выполняла работу, соответствующую работе должностного лица муниципальной службы.
Судебная коллегия полагает, что решение Каменского районного суда Свердловской области от 04.08.2015 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 25).
Таким законом на территории Свердловской области является Закон Свердловской области от 21.01.1997 N 5-ОЗ "О стаже государственной службы Свердловской области и муниципальной службы в Свердловской области".
В соответствии со ст. 1 Закона Свердловской области от 21.01.1997 N 5-ОЗ, данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением стажа (общей продолжительности) государственной гражданской службы Свердловской области и муниципальной службы в Свердловской области, применяемого для пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в Свердловской области до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, и их семей. Стаж муниципальной службы, исчисленный в соответствии с настоящим Областным законом, применяется для установления муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
Согласно ст.ст. 17, 18 названного Закона документы, подтверждающие стаж муниципальной службы, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Установление стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы осуществляется соответственно государственным органом Свердловской области, органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, или муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления этого муниципального образования.
Согласно ч. 1, 2 ст. 14 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
В соответствии со ст. 15 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, продолжительность которого определяется в зависимости от стажа муниципальной службы.
Согласно ст. 17 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ кадровая работа в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, помимо вопросов, предусмотренных федеральным законом, включает, в том числе, организацию работы по исчислению стажа муниципальной службы.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений, установление стажа муниципальной службы, т.е. включение в него тех или иных периодов работы муниципального служащего, имеет целью получение предусмотренных законом гарантий, в частности, установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Соответственно, обращение в суд с иском о включении в стаж муниципальной службы тех или иных периодов работы должно быть следствием нарушением права истца на получение указанных гарантий и преследовать цель восстановления нарушенного права (ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Между тем, удовлетворение заявленного Чемезовой О.В. иска о возложении на ответчика обязанности по включению спорного периода работы в стаж муниципальной службы не повлечет восстановления ее нарушенного права, поскольку в настоящее время Администрация не является работодателем истца, не выплачивает истцу денежное содержание и не предоставляет ей оплачиваемых отпусков, не может совершать в отношении нее каких-либо юридически значимых действий как наниматель по отношению к муниципальному служащему в период прохождения муниципальной службы, в том числе, не может устанавливать стаж муниципальной службы в целях определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
Не являясь по отношению к истцу работодателем (нанимателем) и не обладая полномочиями по установлению муниципального стажа Чемезовой О.В., Администрация объективно не может нарушать прав истца на получение гарантий, связанных с муниципальной службой, с целью защиты которых истец и обратилась в суд с настоящим иском, а потому Администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленному исковому требованию о включении спорного периода работы в стаж муниципальной службы.
Как следует из представленной в материалы дела копии трудовой книжки истца, с ... Чемезова О.В. принята на муниципальную службу в Финансово-бюджетное управление - функциональный орган администрации г. Каменска-Уральского на должность .., ... ей присвоен первый классный чин муниципальных служащих - ... (л.д. 11-24).
Таким образом, поскольку в настоящее время истец является муниципальным служащим администрации МО г. Каменск-Уральский, в обязанности кадровой службы которой входит организация работы по исчислению стажа муниципальной службы (ст. 17 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ), истец, если работодателем (нанимателем) нарушаются ее права на получение предусмотренных законом гарантий в связи с невключением в стаж муниципальной службы спорного периода работы в Администрации, вправе обратиться с соответствующим иском к своему настоящему работодателю (нанимателю).
Что касается требования Чемезовой О.В. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, а также ежемесячную надбавку за выслугу лет на муниципальной службе, то оснований для его удовлетворения у суда первой инстанции также не имелось, поскольку истец в иске не указывала и не представляла доказательств того, что при увольнении из Администрации в декабре ... ей полагалась и не была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, ни в исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения дела истец никак не обосновала необходимость осуществления перерасчета такой компенсации. Также не представлено истцом доказательств наличия у нее в период работы в Администрации права на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет и нарушения ответчиком такого права (притом что к моменту трудоустройства в Администрацию истец согласно записям в трудовой книжке имела стаж государственной службы в ИФНС России по Каменскому району продолжительностью всего 8 месяцев и 13 дней), данное требование истцом ничем не обосновано, не представлен расчет полагавшейся, по ее мнению, ежемесячной надбавки, при этом из материалов дела следует, что истцу была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 25% (штатное расписание на л.д. 74).
С учетом изложенного, решение Каменского районного суда Свердловской области от 04.08.2015 подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела (п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Чемезовой О.В.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каменского районного суда Свердловской области от 04.08.2015 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чемезовой О.В. к администрации муниципального образования "Каменский городской округ" о включении периода работы в стаж муниципальной службы, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, ежемесячную надбавку за выслугу лет - отказать.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Кокшаров Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.