Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Седых Е.Г., Фефеловой З.С.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой З.В. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающейся в получении жилого помещения, признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Центррегионжилье" Чаловской Е.В. на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 12 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
установила:
Тарасовой З.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающейся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета, признании незаконным и отмене решения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ( / / ) N, обязании ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ( / / ).
В обоснование иска указала, что проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Была уволена с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья. Полагала, что решение ответчика является не законным, поскольку она до увольнения с военной службы подала рапорт о том, что не обеспечена жилой площадью по линии Министерства обороны Российской Федерации, желает после увольнения проживать в ... , согласна на включение в списки для получения государственного жилищного сертификата. Кроме того, истец была включена в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата от ( / / ).
Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 12 августа 2015 года признано незаконным решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ( / / ) N об отказе в принятии Тарасовой З.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии Тарасовой З.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В удовлетворении остальных требований Тарасовой З.В. отказано.
С таким решением представитель ФГКУ "Центррегионжилье" Чаловской Е.В. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционную инстанцию стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены письменно. Сведения о назначении дела опубликованы на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Тарасовой З.В. проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Была уволена с военной службы по состоянию здоровья, исключена из списков личного состава войсковой части ( / / ) с ( / / ). Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения составила ( / / ) лет.
Истец зарегистрирована и проживает по адресу: ... - ... , ... Указанное жилое помещение было предоставлено истцу на основании служебного ордера от ( / / ) серии N N, выданного истцу ( / / ). Сведений о наличии у истца иного жилья материалы дела не содержат.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ( / / ) N Тарасовой З.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредставлением документов, подтверждающих принятие ее на учет нуждающихся в жилых помещениях согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии о признании нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении истца в базе данных "Учет" по ( / / )), обращение с заявлением о постановке на учет было подано истцом по истечении ( / / ) лет со дня увольнения с военной службы.
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом РСФСР, Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, утратила силу с 08 ноября 2010 года), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и при увольнении в запас или отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Вместе с тем, реализация данного права обусловлена соблюдением ряда условий. Так, основными условиями являлись объективная нуждаемость в жилом помещении на момент прекращения военной службы и наличие выслуги военной службы.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу о том, что Тарасовой З.В. на момент ее увольнения с военной службы не была обеспечена жилым помещением по договору социального найма, не приобрела право собственности на жилое помещение, имелись все основания для признания Тарасовой З.В. нуждающейся в получении жилого помещения, и с учетом продолжительности срока военной службы, основания увольнения она приобрела право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Тарасовой З.В. до ее увольнения с военной службы в установленном законом порядке подала рапорт, в котором сообщила командованию войсковой части о своем желании воспользоваться правом на получение жилого помещения по избранному месту жительства в постоянное пользование.
Так, в материалы дела представлена копия рапорта, который был подан истцом начальнику медицинского пункта войсковой части ( / / ) ( / / ), в котором она просила ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении ее в запас в связи с признанием ограниченно годной к военной службе. В данном рапорте истец также указала, что жилой площадью по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечена, проживает с членами семьи в общежитии войсковой части ( / / ), после увольнения в запас желает проживать в ... , согласна на увольнение после включения в списки на государственный жилищный сертификат.
Доводы жалобы о том, что Тарасовой З.В. не была в надлежащем порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения, не могут умалять права истца и не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство имело место вследствие ненадлежащего выполнение командиром войсковой части и должностными лицами жилищной комиссии войсковой части установленной нормативными актами прямой обязанности по принятию в установленном законом порядке решения по признанию либо отказу в признании Тарасовой З.В. нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
С учетом положений ст. 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд пришел к правильному выводу о том, что Тарасовой З.В. приобрела право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя "Центррегионжилье" Чаловской Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: З.С.Фефелова
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.