Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Седых Е.Г., Фефеловой З.С.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеевой С.В. в интересах несовершеннолетней дочери Федосеевой В.Д. к ОМС "Управление образования ... ", Администрации МО " ... " о признании незаконным бездействия по обеспечению свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, понуждении предоставления бесплатного дошкольного образования в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе Федосеевой С.В. на решение Синарского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 29 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
установила:
Федосеевой С.В. обратилась в суд с иском к ОМС "Управление образования ... ", Администрации ... , о признании незаконным бездействия по предоставлению свободного места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, о понуждении предоставления бесплатного дошкольного образования ее малолетней дочери Федосеевой В.Д. в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ...
В обоснование заявленного требования указала, что ( / / ) ее малолетняя дочь поставлена на учет в Управлении образования ... для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение в группу полного дня. До настоящего времени место в МДОУ не предоставлено.
Решением Синарского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 29 сентября 2015 года в удовлетворения искового заявления Федосеевой С.В. в интересах несовершеннолетней дочери Федосеевой В.Д. к ОМС "Управление образования ... ", Администрации МО " ... " о признании незаконным бездействия в не обеспечении свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, понуждении предоставления бесплатного дошкольного образования в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении отказано.
С таким решением Федосеевой С.В. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционную инстанцию стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены (истец - телефонограммой). На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Федосеевой С.В. является матерью Федосеевой В.Д., ( / / ) года рождения.
( / / ) малолетняя Федосеевой В.Д. поставлена на учет будущих воспитанников МДОУ в Управлении образования ...
На письменные обращения в ( / / ) года в Управление образования ... , в Администрацию ... по вопросу предоставления малолетнему ребенку истца путевки для определения в качестве воспитанника в МДОУ ... в группу полного дня Управлением образования ... , Администрацией ... , Федосеевой С.В. был дан ответ, согласно которому выделить место в детском саду не представляется возможным, место в дошкольное образовательное учреждение не выделено в связи с отсутствием свободных мест; малолетняя дочь истца получит путевку в МДОУ в порядке очередности, после предоставления мест в МДОУ другим детям, поставленным на учет для предоставления места в дошкольное образовательное учреждение ранее, в т.ч. которые пользуются льготами.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как установлено судом, в рамках предоставленных федеральными законами полномочий администрацией г. Каменска-Уральского было принято постановление от 30 июня 2010 года N 6917 "Об утверждении досрочной программы" "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений города Каменска-Уральского на 2010-2015 годы" (утратившего силу постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 02 декабря 2013 года N 1725 "Об утверждении муниципальной системы образования города Каменска-Уральского на 2014-2016 годы).
Во исполнение данной программы в течение 2010-2011 годов дополнительно было введено ( / / ) мест за счет перепрофилирования групп из оздоровительных в общеразвивающие, увеличение численности детей в рамках областной государственной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в ... на 2010-1014 годы" за счет доведения мест до нормативов, установленных СанПин, открытия новых групп и т.д.
С ( / / ) года в ... ведется работа по возврату перепрофилированных ранее зданий МДОУ.
В соответствии с решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 23 января 2013 года N 64 внесены поправки в бюджет на 2013 год и на перепрофилирование спортивных залов и уплотнение мест в дошкольных учреждениях выделено 35243,7 тыс. рублей. За счет данных средств к 01 сентября 2013 года введено дополнительно 665 мест.
В 2015 году планируется принятие третьего корпуса Детского сада N, при этом планируется укомплектовать дополнительно 3 группы раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), а также планируется прием в Детских садов расположенных в микрорайоне жилого района "Южный" (на 300 мест) и по ... (300 мест).
К юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Истец должна доказать наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.
При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, на сегодняшний день в ... действует 61 МДОУ, из них 30 МДОУ в ... и 31 МДОУ в ...
Приказом начальника Управления образования г. Каменска-Уральского от 24.02.2012 года N 68 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на электронный учет детей в целях предоставления мест в образовательных учреждениях муниципального образования город Каменск-Уральский, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ведению такого учета, выдаче путевок и зачислению детей в данные образовательные учреждения муниципального образования ...
При этом, как установлено в п. 2.8 Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного приказом начальника ОМС "Управление образования ... " от ( / / ) N, распределение мест в МДОУ осуществляется в порядке очередности с учетом наличия вакантных мест в МДОУ, возраста ребенка, права на льготное или преимущественное устройство, а также с учетом указанных заявителями МДОУ. Федосеевой В.Д. стоит в очереди на получение места в МДОУ в группе полного дня и имеет номер в очередности, исходя из времени его постановки на учет в ОМС "Управление образования ... ".
Каких-либо нарушений в очередности получения места в МДОУ в судебном заседании не установлено, и доказательств нарушения очередности при предоставлении мест в МДОУ, со стороны истца в судебном заседании не представлено.
Многочисленные проверки очередности предоставления мест в МДОУ в Управлении образования ... со стороны надзорных органов, в том числе и прокуратурой ... , подтвердили правильность ведения очередности и предоставлении мест в МДОУ в зависимости от времени постановки на учет малолетних детей.
Учитывая, что принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной и первоочередной прием в учреждение, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, суд пришел к правильному выводу о том, что наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях не может быть расценено как бездействие по выполнению органом местного самоуправления обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования ребенку истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Федосеевой С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда г.Каменск-Уральского Свердловской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федосеевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: З.С.Фефелова
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.