Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Дуйсеналиева А.Б. к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, министерству финансов Саратовской области о включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующей выдачей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья, по апелляционной жалобе Дуйсеналиева А.Б. на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 22 сентября 2015 года, которым Дуйсеналиеву А.Б. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дуйсеналиев А.Б. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что с 24.12.2004 года является ветераном боевых действий и с 19.09.2006 года состоит на учете для предоставления жилого помещения по договору социального найма в администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области под N22 и имеет право на внеочередное предоставление субсидии на приобретение жилья.
17.12.2014 года обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области своим письмом за N 4005 от 30.12.2014 года сообщила, что свободное муниципальное жилье отсутствует.
28.01.2015 года он обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении ему безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей.
Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области своим письмом за N 456 от 19.02.2015 года отказала ему в предоставлении субсидии на приобретение жилья, не включив его в сводный список на получение субсидии на приобретение жилья в собственность за счет субвенции федерального бюджета.
Считал такие действия администрации Александрово-Гайского района Саратовской области неправомерными, поскольку он имеет право на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из установленной нормы общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. Соответственно субсидия на приобретение жилья ему как ветерану боевых действий будет составлять "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" руб. х 18 кв.м). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенции.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Дуйсеналиев А.Б. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Дуйсеналиева А.Б.-Богданова Н.Н. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из положений п. 11.1 ст. 23.2 Закона о ветеранах следует, что определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Конституционный суд РФ в своем Определении от 04.02.2014 N 236-О указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении, введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что согласно имеющимся в материалах дела сведениям - истец состоит на учете для предоставления жилого помещения по договору социального найма под номером 22 с 19 сентября 2006 года и в списках нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года, не числится.
При таких обстоятельствах суд посчитал необоснованными и недоказанными требования истца о включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим получением социальной выплаты на приобретение жилья.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену по существу правильно постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дуйсеналиева А.Б.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.