Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пискуновой Ю.А.
судей: Третьяковой В.П., Гордиенко А.Л.
при секретаре: Беломестновой С.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 09 сентября 2015 года
по иску П.Г.П., Ш.С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Ю.Д. к Администрации Осинниковского городского округа о выкупе жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛА:
П. Г.П., Ш. С.А., в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш. Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К. Ю.Д. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования обоснованы тем, что они зарегистрированы и постоянно проживают в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 79,4 кв.м., которая принадлежит им на праве собственности на основании договора N N от ДД.ММ.ГГГГ. на передачу квартир (домов) в собственность граждан.
В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ. N N, на основании акта межведомственной комиссии и технического заключения по обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома ООО " "данные изъяты"" N N (2013г.), жилой дом по данному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
Ответчик, зная о том, что дом находится в аварийном состоянии, не желает в добровольном порядке их переселить и предоставить им благоустроенное жилье.
С позицией ответчика они не согласны, так как проживать в их доме и квартире опасно для жизни и здоровья.
Просили обязать ответчика предоставить им по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, общей площадью не менее 79,4 кв.м., состоящее из трех комнат, расположенное в черте г. Осинники, взыскать с ответчика в их пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
В ходе рассмотрения дела истцы требования уточнили и просили обязать ответчика изъять у них жилое помещение по указанному адресу путем выкупа, определив цену в размере "данные изъяты" рублей; взыскать с ответчика в их пользу выкупную цену данного жилого помещения, общей площадью 79,4 кв.м., прекратить право собственности за ними на жилое помещение.
В судебном заседании истец П. Г.П. требования уточнила,
просила взыскать с ответчика выкупную стоимость принадлежащего ей
жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей, остальные последние
уточненные требования поддержала.
Истец Ш. С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш. Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании просила взыскать с ответчика выкупную стоимость спорного жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы за проведение строительно-технической экспертизы в размере "данные изъяты" рублей за банковские услуги, "данные изъяты" рублей за проведение оценочной экспертизы, "данные изъяты" рублей за составление искового заявления, "данные изъяты" рублей за услуги представителя, всего "данные изъяты" рублей.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 09 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа изъять у истцов жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 79,4 кв.м., расположенное по адресу: "адрес", путем выкупа, определив выкупную цену в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Администрации Осинниковского городского округа в пользу П. Г.А. и Ш. С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш. Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К. Ю.Д. солидарно выкупную цену жилого помещения а размере "данные изъяты" рублей.
Прекратить право собственности П. Г.П., Ш. С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш. Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Взыскать с Администрации Осинниковского городского округа государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей в доход местного бюджета.
Взыскать с Администрации Осинниковского городского округа в пользу Ш. С.А. судебные расходы за проведение строительно-технической экспертизы в сумме "данные изъяты" рублей, за банковские услуги "данные изъяты" рублей, за проведение оценочной экспертизы "данные изъяты" рублей, за составление искового заявления "данные изъяты" рублей, за услуги представителя "данные изъяты" рублей, всего "данные изъяты" рублей.
В остальной части требований о взыскании расходов за участие представителя в сумме "данные изъяты" рублей отказать.
В апелляционной жалобе Администрация Осинниковского городского округа не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что признание дома аварийным и подлежащим сносу не может являться основанием для удовлетворения требований истца, так как граждане, проживающие в аварийном жилом доме N N, по "адрес", не переселялись в связи со сносом данного дома, так как не включались в программы переселения.
В п. 4 статьи 14 ФЗ N 185 определено условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда - признание до 1 января 2012 года многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В связи с чем дом, расположенный по адресу: "адрес" не был и не может быть включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилищного фонда. Судом данное условие рассмотрено не было.
Суд не принял во внимание ч. 1 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ и 49 Земельного Кодекса РФ, предусматривающих изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В данном случае основания для проведения процедуры изъятия жилого помещения у собственника отсутствуют, так как у администрации Осинниковского городского округа отсутствуют основания для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, но суд не принял данное обстоятельство во внимание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав Ш. С.А., П. Г.П., просивших решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, П. Г.П., Ш. С.А., на основании договора N N на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., являются собственниками трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу "адрес"л.д.7).
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Администрации Осинниковского городского округа N N от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.10-11).
В соответствии с Постановлением Администрации Осинниковского городского округа от 21.10.2013г. N 974-П "О сроках отселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу", жилой дом по данному адресу подлежит включению в адресную ведомость на здания муниципального жилищного фонда, признанные аварийными и подлежащими сносу на территории муниципального образования - Осинниковский городской округ (л.д.9).
Постановлением Администрации Осинниковского городского округа N 273-п от 31.03.2014г. утверждена адресная ведомость на здания жилищного фонда, признанные аварийными и подлежащими сносу, непригодными для проживания на территории Осинниковского городского округа, по состоянию на 01.04.2014г. спорный жилой дом в адресную ведомость не включен (л.д.35-36).
Согласно заключению ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N N стоимость объекта оценки - квартиры площадью 79,4 кв.м. в многоквартирном жилом доме составила "данные изъяты" рублей (л.д.112-122).
Удовлетворяя заявленные требования истцов об обязании Администрации Осинниковского городского округа изъять у истцов спорное жилое помещение путем выкупа, установив выкупную стоимость в соответствии с экспертным заключением ООО " "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, в котором находится квартира истцов, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем у Администрации Осинниковского городского округа возникла обязанность по принятию решения о сносе дома и согласовании с собственниками жилых помещений соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений.
Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, 2, 4, 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Исходя из разъяснений, изложенных в пп. "г", "и" п.20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"
Судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: "адрес" в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда не включен.
В соответствии с разделом II "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г.) если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Исходя из анализа изложенных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры - принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом.
Следовательно, для принятия решения о возложении обязанности на Администрацию Осинниковского городского округа необходимо решение Администрации об изъятии земельного участка и жилого помещения.
Как следует из материалов дела, процедура по изъятию у собственников жилых помещений, в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", закрепленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не начата, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений дома ответчиком не принимались.
Таким образом, поскольку необходимого условия для выкупа жилого помещения - решения об изъятии земельного участка не имеется, исковые требования истцом об обязании Администрации Осинниковского городского округа выкупа жилого помещения удовлетворению не подлежат.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, по делу необходимо вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 09 сентября 2015 года отменить, апелляционную жалобу Администрации Осинниковского городского округа - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Г.П., Ш.С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Ю.Д. к Администрации Осинниковского городского округа о выкупе жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу отказать.
Председательствующий Ю.А. Пискунова
Судьи В.П. Третьякова
А.Л. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.