Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Кораблёвой Е.С.,
с участием истицы Д., представителя ответчика Федотовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 07 октября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Д. на решение Чудовского районного суда Новгородской области от 08 июня 2015 года,
У с т а н о в и л а :
Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Маловишерском районе Новгородской области (далее - Управление, ответчик) о включении в специальный стаж спорных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указано, что истица " ... " обратилась с заявлением и всеми документами для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой она занимается более 25 лет. Протоколом-решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления " ... " от " ... " ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа, при этом в льготный стаж не были включены периоды работы: с " ... " по " ... " в должности " ... ", так как согласно лицевого счета за " ... " года указана должность - " ... ", которая не поименована Списком; с " ... " по " ... " в должности " ... ", так как нет приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет и нет начислений заработной платы; с " ... " по " ... " в должности " ... " в " ... ", так как не подтверждается выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад); с " ... " по " ... " в должности " ... " в ААА, так как данное учреждение не поименовано Списком, что считает незаконным.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования Д. удовлетворены частично и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Маловишерском районе Новгородской области включить Д. в специальный стаж периоды работы: с " ... " по " ... " в должности " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... ";
в остальной части в удовлетворении исковых требований Д. отказать;
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Маловишерском районе Новгородской области в пользу Д. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере " ... " руб., а всего " ... " руб.
В апелляционной жалобе Д. с данным решением суда не согласна в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ", считает решение суда в этой части незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку полагает, что оно не основано на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Управления, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (ранее - пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
В силу пп. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 " списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу п.5 Правил периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Названным выше Списком от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены воспитатели учреждений социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Из материалов дела видно, что истица Д. с " ... " работала " ... ", в связи с реорганизацией БББ с " ... " она была переведена " ... " в ААА, где и работала до " ... ".
Управлением истице было отказано во включении в специальный стаж периода работы с " ... " по " ... " в должности " ... " в БББ, так как не подтверждается выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Разрешая исковые требования в части данного спорного периода, суд первой инстанции, исследовав сведения о заработной плате и количестве отработанных часов, содержащихся в лицевом счете за " ... " год, пришел к выводу, что Д. в период с " ... " по " ... " норма рабочего времени выполнялась, что не оспаривалось и ответчиком, в связи с чем в этой части исковые требования удовлетворил.
В части периода с " ... " по " ... " суд пришел к выводу, что выполнение истцом нормы рабочего времени не подтверждено, а поэтому судом в этой части исковых требований Д. было отказано.
С выводом суда в части неподтверждения в ходе судебного разбирательства выполнения истцом нормы рабочего времени в " ... " году и в период с " ... " по " ... " судебная коллегия соглашается, поскольку такой вывод основан на материалах дела.
Как следует из письменных материалов дела, лицевой счет за " ... " год, какие-либо иные документы, подтверждающие выполнение нормы рабочего времени в этот период, отсутствуют.
В то же время имеющиеся в материалах дела лицевые счета за " ... " год и за " ... " год свидетельствуют о том, что в период с " ... " года, когда у истицы не стало совмещения, ею норма выработки рабочего времени соблюдалась (не менее 30 часов в неделю). При таких обстоятельствах судом необоснованно было отказано истице во включении в специальный стаж периода работы в должности " ... " в БББ с " ... " по " ... ", поэтому решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным.
Также судебная коллегия считает неверным и решение суда первой инстанции в части отказа во включении истцу в специальный стаж периода работы с " ... " по " ... " в должности " ... " в ААА
Как уже указано выше, истица " ... " была принята на работу " ... " в БББ, где и работала по " ... ".
На основании постановления Администрации Маловишерского района от " ... " " ... " БББ был реорганизован в ААА.
Управлением период работы Д. в ААА не засчитан в льготный стаж, со ссылкой на то, что наименование учреждения в этот период не соответствовало наименованию учреждения, предусмотренному соответствующим Списком.
Однако судебная коллегия с такими доводами ответчика согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии с ч.5 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось и в абз.2 п.2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 176-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, ААА был создан путем реорганизации такого учреждения как БББ, в котором истица работала " ... ". При этом после указанной реорганизации функциональные обязанности истца и ее рабочее место не изменились, она продолжала выполнять аналогичные должностные и функциональные обязанности " ... ".
Таким образом, учреждение, в котором протекала трудовая деятельность Д. в период с " ... " по " ... ", независимо от наименования выполняло функции именно БББ, оказывая им социальную помощь.
Подтверждением чего является и последующая реорганизация данного учреждения социального обслуживания.
Так, постановлением Администрации Маловишерского района от " ... " " ... " ААА был реорганизован в " ... ", которое в последующем на основании постановления Администрации Маловишерского района от " ... " " ... " было реорганизовано путем выделения БББ.
Изложенное свидетельствует о том, что спорный период работы истицы в должности " ... " в ААА подлежит включению в специальный стаж, так как в данный период времени имела место тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения наименования соответствующего учреждения, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в иске в этой части, суд первой инстанции исходил из того, что у истицы отсутствует право на включение спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку указанный период работодателем в сведениях ИЛС застрахованного лица указан без кода льготы.
Однако, судебная коллегия полагает, что отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета Д. в спорный период сведений об особых условиях труда (код льготы) при фактическом выполнении работы в особых условиях не может повлечь для работника негативные последствия в виде ограничения его прав на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам, поскольку не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вины работника в том, что в его индивидуальном лицевом счете в системе государственного пенсионного страхователя не указаны сведения об особых условиях труда, не имеется, а поэтому на него не может быть возложен риск невыполнения работодателем возложенной на него законом обязанности по предоставлению таких сведений.
Таким образом, судебная коллегия решение суда в части отказа во включении истице в специальный стаж периодов работы с " ... " по " ... " в должности " ... " БББ и с " ... " по " ... " в должности " ... " ААА находит подлежащим отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении указанных требований.
С учетом включения в специальный стаж в том числе и указанных периодов работы, льготный стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составляет менее 25 лет, что не дает право на досрочное назначение страховой пенсии с момента обращения - с " ... ", а поэтому судом обоснованно в удовлетворении заявленного требования о назначении пенсии было отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Чудовского районного суда Новгородской области от 08 июня 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " отменить, принять в этой части новое решение, которым указанные исковые требования Д. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Маловишерском районе Новгородской области включить Д. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с " ... " по " ... " в должности " ... " БББ и с " ... " по " ... " в должности " ... " ААА.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.