Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Кораблёвой Е.С.,
с участием представителя ответчика Варфоломеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 07 октября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 июля 2015 года,
У с т а н о в и л а :
В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) ( далее по тексту - Управление, ответчик) о включении в специальный стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указано, что " ... " истица подала в Управление заявление со всеми необходимыми документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которой она занимается более 25 лет. Протоколом-решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления " ... " от " ... " ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом из льготного стажа исключен периоды работы с " ... " по " ... " в качестве " ... ", так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, что считает незаконным.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования В. удовлетворены и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) включить В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в должности " ... ", " ... ", " ... " с " ... " по " ... " в льготном исчислении и назначить В. досрочную трудовую пенсию по старости с " ... ";
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу В. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " руб.
В апелляционной жалобе Управление с данным решением суда не согласно, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, полагая, что оно не основано на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу В., указывая на несостоятельность приведенных ответчиком доводов, просит решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции извещенная надлежащим образом истица В. не явилась, сведений об уважительности причин неявки не представила, с учетом изложенного судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В силу ч.3 ст. 36 указанного Закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001г. N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Учитывая, что правоотношения по назначению пенсии В. возникли в " ... " году, суд первой инстанции правомерно указал, что при разрешении данного спора подлежат применению положения Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.
Согласно п.2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Таким образом, условием назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является наличие специального трудового стажа не менее 30 лет в городах в сельской местности и в поселках городского типа, а в сельской местности и поселках городского типа - не менее 25 лет, в который включается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение такой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Названным выше Списком предусмотрен средний медицинский персонал, включая медицинских сестер, работающих в больницах всех наименований, а также в учреждениях социального обслуживания, перечисленных в п.31 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Судом установлено, что В. " ... " была принята на работу в " ... " в качестве " ... ", с " ... " она была переведена в " ... " на должность " ... " с исполнением обязанностей " ... ".
С " ... " в связи с переводом " ... " в " ... " истица была переведена в порядке служебного перевода в " ... ", который в последующем неоднократно переименовывался - в " ... ", " ... ", " ... ", где истица и работает по настоящее время.
Периоды работы истца в качестве " ... " в " ... " с " ... " по " ... " Управлением включены в специальный стаж, поскольку работа происходила в должностях в учреждениях, указанных в Списке.
Во включении в специальный стаж периода работы в должности " ... " в " ... " истцу было отказано со ссылкой на то, что учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, Списком не предусмотрено.
Действительно, Списком от 29.10.2002 года N781 такое учреждение как Центр социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов не предусмотрено.
Названным выше Списком предусмотрен средний медицинский персонал, включая медицинских сестер, работающих в учреждениях социального обслуживания, в числе которых: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Аналогичное положение содержал и ранее действовавший Список должностей, работа в которых засчитывается выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (в редакции постановления от 22 сентября 1993 г. N 953).
Как следует из указанного Списка
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пользуется средний медицинский персонал учреждений здравоохранения в период до 1 ноября 1999 года независимо от наименования занимаемой должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а начиная с 1 ноября 1999 года - только по конкретным должностям и учреждениям, указанным в соответствующем Списке.
Перечень лечебно-профилактических учреждений содержится в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года N 395 (в редакции приказов Минздрава РФ от 28.02.2000 г. N73, от 04.06.2001 г. N 180).
В содержащемся в перечне лечебно-профилактических учреждений здравоохранения указанной Номенклатуры не поименованы учреждения социальной защиты.
Действующая в настоящее время Номенклатура медицинских учреждений, утвержденная приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 года N 529н, тоже не относит названные учреждения ни к одному из видов учреждений здравоохранения.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 10.12.1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (утратил силу с 01.01.2015 года) учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Изложенное свидетельствует о том, что в Списках N N1066, 781 указаны не все виды учреждений социального обслуживания, а только те учреждения, работа в которых сопряжена с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером деятельности.
Из изложенного следует, что работа истца в спорный период протекала в учреждении, не предусмотренном Списком.
При поступлении на работу в названный " ... " истице должно было стать известным, что ее работа в названном учреждении не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
При этом не имеет значения, что выполняемые трудовые функции, напряженность труда, психо-эмоциональные нагрузки не отличались от аналогичных критериев в периоды, вошедшие в специальный стаж.
При этом не имеет значения, что выполняемые трудовые функции, напряженность труда, психо-эмоциональные нагрузки не отличались от аналогичных критериев в период, имевший место до перевода в " ... ", вошедший в специальный стаж
Действующим законодательством предусмотрена возможность установления тождественности наименований должностей и учреждений, предусмотренных Списком, с аналогичными должностями, учреждениями, имевшими иные, ранее применяемые наименования.
В данном случае учреждение - " ... " имеет правильное, никогда не менявшееся название. Однако Правительство РФ, реализуя возложенные на него полномочия, определило, что работа в Центрах социального обслуживания не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Принятие соответствующего нормативного акта, изменяющего правовое регулирование спорного вопроса, является правом законодателя и не нарушает ни нормы Конституции РФ, ни права истицы, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в этой части, выраженной им при принятии решений по конкретным делам.
Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 года N 513-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом ...
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к специальной деятельности и сопряжена ли она с повышенными психофизическими нагрузками, связанными с осуществлением именно такой деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности ...
При этом суд не вправе выходить за пределы установленных Правительством Российской Федерации должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Наличие у Центра социального обслуживания лицензии на осуществление медицинской деятельности и работа истца в должности, предусмотренной Списком, не дают оснований считать, что данный Центр относится к медицинским учреждениям, поскольку осуществление медицинской деятельности не являлось его основной функцией.
Поскольку в п. 31 "Учреждения социального обслуживания" Списка от 29.10.2002 года N 781, не поименованы центры социального обслуживания, как и в ранее действующем Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции неправомерно сделал вывод о том, что истец работала в учреждении, предусмотренном Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Следует принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 июля 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований В. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы в должности " ... ", " ... ", " ... " с " ... " по " ... " в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с " ... " отказать.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.