Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Фрунзе Л.П.,
с участием истца З. и его предстателя Антипенковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 21 октября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе З. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) от " ... " " ... " З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N 400 "О страховых пенсиях" из-за отсутствия необходимого 25-ти летнего специального стажа педагогической деятельности.
Полагая, что периоды работы с " ... ". по " ... ". в должности " ... ", с " ... ". по " ... ". в должности " ... ", с " ... ". по " ... ". в должности " ... ", в последующем " ... " необоснованно не засчитаны в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии о старости, истец обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) ( долее по тексту - Управление, ответчик) о включении указанных периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии с " ... " ссылаясь в обоснование иска на то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ( " ... ") имел стаж более 25 лет педагогической деятельности, считает, что основание для отказа в назначении досрочной страховой пенсии не основано на законе, так как нарушает его право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) обязано включить З. в специальный стаж педагогической деятельности периоды работы педагогом дополнительного образования с " ... ". по " ... ". в " ... ", с " ... ". по " ... ". в " ... ", с " ... ". по " ... ". в " ... ", с " ... ". по " ... ". в " ... ", за исключением периодов с " ... ". по " ... ". с " ... ". по " ... "., с " ... ". года по " ... "., с " ... ". по " ... ", с " ... ". по " ... "., " ... "., с " ... ". по " ... "., " ... "., с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... ".- отпуска без сохранения заработной платы.
В удовлетворении остальной части исковых требований З. отказано.
В апелляционной жалобе З. с данным решением суда не согласен в части отказа в иске, считает решение суда в этой части незаконным и необоснованным, просит отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом, не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, с учетом изложенного судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (ранее - пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30).
В силу пп. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 " списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Как видно из материалов дела, З. с " ... " по " ... " работал " ... ", с " ... " по " ... " - " ... " в том же учреждении, имевшем различные наименования - " ... ".
Истец претендует на зачет в педагогический стаж периодов работы в качестве " ... " с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в качестве " ... ".
Списком от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены педагоги дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей: " ... ".
При этом согласно п.12 Правил от 29.10.2002 г. N 781 работа в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 Списка должностей и учреждений ... , утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, за период, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 Списка.
Аналогичное положение содержало и ранее действовавшее законодательство.
Так, пунктом 3 Постановления Правительства от 22.09.1999 года N 1067, которым были утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, было предусмотрено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденных пунктом 1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 01 января 2001 года засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления.
Из материалов дела следует, что у истца на 01 января 2001 года отсутствует требуемый стаж работы по соответствующей должности в соответствующем учреждении.
Исходя из вышеприведенных положений п.12 Правил для исчисления требуемого стажа (16 лет 8 месяцев) может быть учтен только период работы З., имевший место до 01 января 2001 года.
При этом период работы с " ... " по " ... " в должности " ... " не может включаться в состав 16 лет 8 месяцев, требуемых на 1 января 2001 года для указанной категории педагогических работников, так как согласно п.12 Правил 16 лет 8 месяцев работы у лица до 01 января 2001 года должны протекать в должностях в учреждениях, указанных в Списке. Между тем, в Списке отсутствует такое наименование должности как " " ... "" учреждений дополнительного образования детей.
Не подлежит включению в специальный стаж период работы в качестве " ... " и в соответствии с положениями законодательства, действовавшего в спорный период.
В данный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г.N 1397, в силу абз.2 п.2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В пункте п.3.3 Инструктивного Письма Минсоцобеспечения РСФСР 30.06.1986 года N 1-63-4 "О пенсиях выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" указано, под педагогической деятельностью понимается работа, предусмотренная в разделе I Перечня (кроме подраздела 2), а также работа, предусмотренная в пп. "д", "е" (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах), "и" п. 1 Положения, в абзацах втором и четвертом п. 2 Положения.
Пунктом 3.2 того же Инструктивного письма установлено, что в соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др.
К работе по специальности относится во внешкольных детских учреждениях работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
К внешкольным детским учреждениям, согласно примечанию к указанному пункту, относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями.
При этом данный период подлежал включению в стаж при определенном условии.
Так, в силу п.4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Поскольку истец в период действия названного выше Положения имел работу, предусмотренную п.2 Положения, то с учетом этого обстоятельства и, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, данный период работы подлежал бы включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью при условии соблюдения механизма его зачета, а именно, если истцом выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Между тем, у истца отсутствует требуемый стаж не менее 16 лет 8 месяцев в должности и в учреждении, указанных в Списке.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для включения в специальный стаж ни периода работы в качестве " ... " с " ... " по " ... ", ни периода работы в качестве " ... " после " ... ", а соответственно и для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно в удовлетворении казанных исковых требований З. отказал.
Судебная коллегия данное решение суда находит законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.