Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Фрунзе Л.П.,
с участием истицы У.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 21 октября 2015 года гражданское дело по апелляционным жалобам У. и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 июля 2015 года,
У с т а н о в и л а :
У. обратилась в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление, ответчик) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование, что ответчиком было необоснованно отказано в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, ряда периодов работы: с " ... " по " ... " в должности " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... ", а также периоды работы в должности " ... " с " ... " по " ... ". Считает, что в спорные периоды работы " ... ". С учетом данных периодов ко дню обращения за назначением пенсии ее специальный стаж составляет более 25 лет, что дает право на назначение досрочной пенсии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено " ... ".
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования У. удовлетворены частично и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) зачесть в трудовой стаж У., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы с " ... " по " ... " в должности " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... ", а также периоды работы в должности " ... " с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ";
в остальной части исковые требования У. оставить без удовлетворения;
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу У. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " руб.
С данным решением суда не согласились обе стороны.
В апелляционной жалобе У. считает, что суд при разрешении ее требований о включении в специальный стаж периода работы с " ... " по " ... " дал неверную оценку представленным доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а потому просит решение суда в этой части отменить и принять по делу новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе Управление оспаривает решение в части удовлетворения иска, полагает, что судом неверно использован иной порядок подсчета числа обучающихся до " ... ", нежели установлен и применяется учреждениями подобного типа, также суд не принял во внимание сведения индивидуального (персонифицированного) учета, которые в данном случае учреждением считаются достоверными. С учетом изложенного, Управление просит решение суда в части удовлетворения иска отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (ранее - пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
В силу пп. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 " списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до " ... "
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Названным выше Списком от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены учителя, работающие в школах всех типов и наименований.
Ранее действовавшие Список N 1067 от 22.09.1999 г. и Список N 463 от 06.09.1991 г. предусматривали аналогичные положения.
Согласно п. 14 Правил N 781 от 29.10.2002 г., п.6 Правил N 1067 от 22.09.1999 г., работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Как видно из материалов дела, истица с " ... " принята на работу " ... ", в последующем в связи с проведенной реорганизацией вечерней школы она была переведена на работу " ... ", который в последующем был переименован в " ... " от " ... " N " ... ".
С " ... " года МОУ " ... " было переименовано в МОУ " ... ". " ... " У. была уволена в связи с переводом в " ... ".
" ... " У. вновь была принята на работу " ... ", где и работает по настоящее время.
" ... " У. обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на протяжении 25 лет.
Решением Управления " ... " от " ... " У. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине незачета спорных периодов работы и как следствие отсутствие требуемой выработки льготного стажа.
Разрешая исковые требования в части периода работы с " ... " по " ... " в " ... ", а затем в МОУ " ... ", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения этого периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из материалов дела видно, что Управлением указанный период не засчитан в льготный стаж со ссылкой на то, что наименование учреждения в этот период не соответствовало наименованию учреждения, предусмотренному соответствующим Списком.
Суд правомерно с таким доводом ответчика не согласился.
В соответствии с ч.5 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось и в абз.2 п.2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 176-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, " ... " был создан путем реорганизации такого учреждения как " ... ", в котором истица работала " ... ". При этом после указанной реорганизации функциональные обязанности истца и ее рабочее место не изменились, она продолжала выполнять аналогичные должностные и функциональные обязанности " ... ". Учреждение и в этот период осуществляло образовательную деятельность по программе " ... " и выдавало аттестаты об основном (общем) образовании и среднем (полном) образовании установленного государственного образца.
Таким образом, учреждение, в котором протекала трудовая деятельность У. в период с " ... " по " ... ", независимо от наименования выполняло функции именно " ... ".
Подтверждением чего является и последующее переименование данного учреждения вновь в вечернюю " ... ".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно включил указанный спорный период работы истицы в специальный стаж, так как в данный период времени имела место тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения наименования соответствующего учреждения, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Судебная коллегия решение суда в этой части находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
Судебная коллегия также соглашается с решением суда и в остальной части.
Так, обязывая Управление включить истице в специальный стаж период ее работы с " ... " по " ... ", суд исходил из того, что в данный период времени У. вышла из отпуска по уходу за ребенком, приступила к работе " ... " на полную ставку. Также судом было установлено, что в настоящее время МАОУ " ... " подало в Управление уточненные данные по этому периоду.
В части спорного периода с " ... " по " ... ", суд, исследовав установленные обстоятельства, оценив в совокупности все представленные доказательства, посчитал установленным, что только в период с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " соблюдалось установленное законодателем условие о количестве обучающихся учащихся моложе 18 лет более 50%.
Так, судом были исследованы списки учащихся, приказы о приеме в учебное заседание и об отчислении, данные о возрасте каждого учащегося в динамике, что и позволило суду сделать такой вывод.
Поскольку, как установлено судом, в указанные периоды трудовая деятельность истицы протекала в должности и в учреждении, предусмотренных Списком, при соблюдении условия, предусмотренного п.14 Правил от 29.10.2002 года N 781, а поэтому, как верно указал суд, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Оснований для включения в специальный стаж остальных периодов, вопреки доводам апелляционной жалобы истицы, не имеется.
Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета У. в спорные периоды сведений об особых условиях труда (код льготы), при фактическом выполнении работы в особых условиях, не может повлечь для работника негативные последствия в виде ограничения его прав на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам, поскольку не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вины работника в том, что в его индивидуальном лицевом счете в системе государственного пенсионного страхователя не указаны сведения об особых условиях труда, не имеется, а поэтому на него не может быть возложен риск невыполнения работодателем возложенной на него законом обязанности по предоставлению таких сведений.
Установив. что на день обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии у У. отсутствовал требуемый специальный стаж, суд правомерно указал, что оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии с " ... " не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями законодательства, постановилрешение соответствующее требованиям ст. 195 ГПК РФ, нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они аналогичны тем доводам, которые были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 27 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы У. и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.