Судья Новгородского областного суда Васильева И.Ю., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ООО К. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 28 июля 2015 года, которым постановление N417 от 21 апреля 2015 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области Б. о привлечении
Общества с ограниченной ответственностью К., юридический адрес: " ... ",
к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей, изменено,
установил:
15 апреля 2015 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Х. в отношении ООО К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Судьёй вынесено вышеуказанное решение, которым обжалуемое постановление изменено: в описательно-мотивировочной части постановления датой совершения административного правонарушения постановлено считать 28 февраля 2015 года, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, не соглашаясь с вынесенными постановлением и решением, ООО К. просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая на то, что на момент проведения проверки и дату, указанную в постановлении (12 марта 2015 года), Общество не осуществляло никакой деятельности в МАОУ "СОШ N " ... "", Договор на оказание услуг по организации питания в МАОУ "СОШ N " ... "" от " ... " года расторгнут по соглашению сторон с 02 марта 2015 года, помещение пищеблока для приготовления, доготовки или разогрева и выдачи готовых блюд, а также оборудование и инвентарь переданы Заказчику 03 марта 2015 года. Факт допуска к работе работников Б. и К. не установлен, так как на момент проверки никого из персонала Общества на объекте не было, не установлено и что указанные работники оказывали соответствующие услуги с 1 февраля 2015 года по 28 февраля 2015 года и являлись работниками Общества, соответствующие документы в ходе проверки у Общества не запрашивались.
В судебное заседание законный представитель ООО К. и защитник не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, а потому полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив дело об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе в порядке пересмотра, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области В.., главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Х.., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что срок на обжалование решения ООО К. не пропущен.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон) установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются, в том числе при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (ст.36 Федерального закона).
Согласно п.п.13.9, 13.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) к работе допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация для работников проводятся не реже одного раза в два года, для руководителей организаций - ежегодно.
Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
В соответствии с п.14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают, в числе прочего: выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Статьей 2 Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологическим нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания, к которым Руководством Р1.1.002-96 "Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования", утвержденным Госкомсанэпиднадзором РФ 14 мая 1996 года, (раздел 2.Гигиена) отнесено и соблюдение изложенных санитарно-эпидемиологических требований.
В силу ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Из материалов дела видно, что в связи с поступившими обращениями гражданина и прокуратуры Великого Новгорода на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от 26 февраля 2015 года N94, главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Х. в отношении ООО К. по месту осуществления деятельности в столовой МАОУ "СОШ N " ... "" по адресу: " ... ", проведена внеплановая выездная проверка в период с 27 февраля 2015 года по 27 марта 2015 года.
Согласно акту проверки N 94 от 27 марта 2015 года и материалам проверки 28 августа 2013 года МАОУ "СОШ N " ... "" - заказчик и ООО К. - исполнитель заключен договор на оказание услуг по организации питания, предметом которого определена организация процесса питания обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала школы по утвержденному Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области цикличному меню, с учетом сезонности, обеспечение бесплатным питанием льготных категорий учащихся, а также организация работы буфета в школьной столовой в соответствии с рекомендованным ассортиментом буфетной продукции. Услуги по договору оказывается квалифицированным персоналом Исполнителя, имеющим допуски к работе на предприятиях общественного питания.
Указанный договор от 28 августа 2013 года расторгнут по соглашению сторон с 3 марта 2015 года.
1 февраля 2015 года Общество заключило договоры с пекарем Б. и мойщиком посуды К. на срок с 1 февраля 2015 года по 28 февраля 2015 года, в соответствии с которыми на объекте Общества (школа N " ... ") по заданию Общества Б. обязалась предоставить услуги по подготовке и разработке технологических карт, дальнейшей проработки блюд по этим картам, составления меню и ассортиментного перечня блюд, приготовление блюд и выпечных изделий, а К. обязалась оказать услуги по мойке посуды, уборке, подготовке пищеблока к работе, сбору посуды со столов, помощи поварам.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, допущенные ООО К. при оказании услуг по организации питания в МАОУ "СОШ N " ... "":
в нарушение п.13.9, п. 13.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 пекарь Б. и мойщик посуды К. допущены к работе без прохождения гигиенического обучения и аттестации в 2014 году на знание санитарного законодательства по организации питания в общеобразовательных учреждениях;
в нарушение п. 14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 не обеспечена организация курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ подтверждается актом проверки N 94 от 27 марта 2015 года, материалами проверки, протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2015 года, представленными в деле доказательствами.
Доказательствам, имеющимся по делу, дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения закона при их получении (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Выявленные нарушения требований п.п.13.9, 13.10, 14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Оценив, представленные доказательства должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Новгородской области и судья районного суда правильно пришли к выводу, что у Общества имелась объективная возможность выполнить санитарно-эпидемиологические требования при осуществлении деятельности по организации питания в образовательном учреждении, а также принять все зависящие от него меры по недопущению правонарушения.
С учетом характера выявленных нарушений, действия Общества правильно квалифицированы по ст.6.3 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств судья районного суда верно установил, что должностным лицом в описательно-мотивировочной части постановления неверно указана дата совершения административного правонарушения, в связи с чем постановление N417 от 21 апреля 2015 года изменил: указав датой совершения административного правонарушения 28 февраля 2015 года.
Согласно п.11 распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от 26 февраля 2015 года N94, Обществу на проверку предложено представить в числе других документов юридического лица: должностные инструкции, список контингента работников, список работающих и личные медицинские книжки персонала.
Общество, как следует материалов дела, в ходе проверки представило документы как на работающих сотрудников договоры об оказании услуг и медицинские книжки на пекаря Б. и мойщика посуды К.
В последующем при ознакомлении с актом проверки N 94 от 27 марта 2015 года, составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении каких-либо возражений относительно того, что указанные договоры пекарем Б. и мойщиком посуды К. не исполнены или пекарь Б. и мойщик посуды К. не работали по месту осуществления Обществом деятельности в столовой МАОУ "СОШ N " ... "" не заявили, доказательств, подтверждающих в этой части доводы жалобы, не представили.
Напротив, согласно представленным МАОУ "СОШ N " ... "" платежным документам Общество осуществляло услуги по организации питания в школе в соответствии с заключенным договором.
Не представлены Обществом и доказательства, подтверждающие соблюдения Обществом требований п.п.13.9, 13.10, 14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08.
При таких обстоятельствах доводы жалобы в указанной части не могут служить поводом к отмене обжалуемых постановления и решения.
Вопреки доводам жалобы Общества представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Общества в совершении административного правонарушения.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Учитывая установленные обстоятельства, а также исходя из того, что по делу об административном правонарушении в отношении ООО К. не допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы рассмотреть дело об административном правонарушении полно, всесторонне и объективно, оснований для отмены обжалуемого постановления, с учетом внесенных решением судьи изменений, и отмены или изменения решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества на постановление N 417 от 21 апреля 2015 года о привлечении к административной ответственности, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление N417 от 21 апреля 2015 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области Б., с изменениями, внесенными решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 28 июля 2015 года, и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 28 июля 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью К. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья Новгородского областного суда И.Ю.Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.