Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Дедюевой М.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Добряковой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Ивановой Е.А. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 17 сентября 2015 года, которым исковые требования Нефедова А.М. удовлетворены. За Нефедовым А.М. признано право на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем; на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возложена обязанность произвести расчет социальной выплаты в соответствии с Указом Президента N 714 от 07 мая 2008 года и ст. 21; ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Евдокимовой С.В., представителя Нефедова А.М. - Нефедова А.А., судебная коллегия,
установила:
Нефедов А.М. обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, ОГКУ "Центр социальных выплат" о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Свои требования мотивировал тем, что он является участником ВОВ и имеет удостоверение участника ВОВ, по которому ему предоставляются права и льготы, установленные ст.14 ФЗ "О ветеранах". Согласно справке военного комиссариата Костромской области и военному билету он был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе "данные изъяты". Постановлением главы Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. На основании собранных документов он обратился в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты как участнику ВОВ. Однако в этом ему отказано со ссылкой на то, что проходил военную службу в годы ВОВ в воинских частях, не входящих в состав действующей Армии. С таким решением он не согласен. Считает, что проходил службу в воинской части, входящей в состав действующей Армии. А поскольку ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", который заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания, и он является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию бессрочно, то ссылаясь на ст. 14, 15, 23.2 ФЗ "О ветеранах" просил признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принять решение о предоставлении ему социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, обязать ОГКУ "Центр социальных выплат" предоставить такую социальную выплату.
В ходе рассмотрения дела представитель Нефедова А.М. по доверенности Нефедов А.А. исковые требования уточнил. Просил признать за истцом право на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем, обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принять решение и произвести расчет социальной выплаты. Исковые требования заявленные к ОГКУ "Центр социальных выплат" не поддержал.
ОГКУ "Центр социальных выплат" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Иванова Е.А. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, Нефедов А.М. не относится к инвалидам ВОВ, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.14 ФЗ "О ветеранах", в связи с тем, что истец не принимал участие в боевых действиях в период войны, причина установленной ему инвалидности не связана с ранением, контузией или заболеванием, полученными в годы ВОВ, а инвалидность получена им вследствие общего заболевания. Истец относится к участникам ВОВ, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные ст.17 ФЗ "О ветеранах". Согласно данной статье обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в форме социальной выплаты, предусмотрено только в случае выселения участников ВОВ из служебных жилых помещений. Истец же из служебного жилья не выселяется, проживает в жилом доме в "адрес", поэтому социальная выплата ему не полагается. Считает, что приравнивание законодателем участников ВОВ по выплатам по инвалидности к инвалидам ВОВ, не меняет их правового статуса, по которому осуществляется обеспечение жилыми помещениями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд, исходя из того, что Нефедов А.М. является инвалидом "данные изъяты" вследствие общего заболевания, относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны, признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Однако с указанным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Нефедов А.М. является участником Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, не менее шести месяцев проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке военного комиссариата по Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ, военному билету N Нефедов А.М. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе "данные изъяты". Уволен в звании "данные изъяты". Боевых ранений, контузий, поражений не имеет.
Согласно удостоверению N от ДД.ММ.ГГГГ Нефедов А.М. как ветеран - участник Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Нефедов А.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания.
На основании постановления главы Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ Нефедов А.М. включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке ФГУ "ГБ МСЭ по Костромской области" N ДД.ММ.ГГГГ Нефедову А.М. впервые установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ФГУ "ГБ МСЭ по Костромской области" N ДД.ММ.ГГГГ Нефедову А.М. повторно установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ Нефедов А.М. обратился в ОГКУ "Центр социальных выплат" с заявлением о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветеран-участник, имеющий льготы по ст. 14 ФЗ "О ветеранах".
Протоколом заседания рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ N директору департамента рекомендовано отказать Нефедову А.М. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку он проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.
Приказом директора департамента N от ДД.ММ.ГГГГ Нефедову А.М. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения из средств федерального бюджета, в соответствии с ФЗ от 2 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", отказано.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Анализируя фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Нефедова А.М. не отвечает указанным выше требованиям, а потому подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны (далее ВОВ), ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.
Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2 - 7 указанного закона применительно к каждой категории ветеранов.
Так, пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"
Вместе с тем, Указ Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" от 07 мая 2008 года N 714 на лиц, приравненных к ветеранам ВОВ, не распространяется.
Из анализа положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что объем мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной поддержки установлен для инвалидов войны (ст. 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" (ст. 15), превосходит по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (ст. 17).
Как следует из материалов дела, истец в связи с инвалидностью приравнен к инвалидам ВОВ, проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе "данные изъяты", который не входил в состав действующей Армии.
Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав недействующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, указаны в ст. 17 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пп. 4 ст. 17 данного Закона военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из содержания изложенной правовой нормы следует, что законодатель не предусмотрел оказание в льготном порядке мер социальной поддержки данной категории военнослужащих в других случаях.
Таким образом, Нефедов А.М. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения его из занимаемого им служебного жилого помещения. Между тем, из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что истец из служебного жилого помещения не выселялся.
В силу положений пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распространяется только на участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, к числу которых Нефедов А.М. не относится.
Как указывалось выше, истцу ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение, согласно которому Нефедов А.М. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем, наличие у истца права на льготы по ФЗ "О ветеранах" не порождает права на предоставление жилого помещения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Таким образом, положения данной нормы закона устанавливают возможность предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета только инвалидов войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет до 1 января 2005 года. Для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 января 2005 года, установлен различный порядок обеспечения жильем. Указанный Федеральный закон не содержит положений, приравнивающих права на получение мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, с правами именно инвалидов Великой Отечественной войны, которые имеют право на обеспечение жильем независимо от времени их постановки на учет нуждающихся.
Между тем, Нефедов А.М. инвалидом Великой Отечественной Войны не является, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановлен на учет только в 2015 году в соответствии с постановления главы Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, оснований полагать, что истец имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа Нефедову А.М. в удовлетворении заявленных требований.
В силу изложенного постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от от 17 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Нефедову А.М. в удовлетворении исковых требований к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, обязании департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принять решение и произвести расчет социальной выплаты, отказать.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.