Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Лукьяновой С.Б., Демьяновой Н.Н.,
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кудельникова П.Н. на решение Кологривского районного суда Костромской области от 21 сентября 2015 года, которым исковые требования Кудельникова П.Н. к администрации Кологривского муниципального района о признании незаконным в части распоряжения о назначении пенсии за выслугу лет, установлении муниципальной пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав Кудельникова П.Н., судебная коллегия
установила:
Кудельников П.Н. обратился в суд с иском к администрации Кологривского муниципального района Костромской области, в котором просил отменить пункт 1 распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ, произвести пропущенную ДД.ММ.ГГГГ индексацию доплаты к пенсии, установить с 01 января 2015 года муниципальную пенсию за выслугу лет в сумме "данные изъяты" руб., обязать ответчика выплатить образовавшуюся задолженность по выплате пенсии с Дата1 по 01 января 2015 года в сумме "данные изъяты" руб., взыскать компенсацию морального вреда "данные изъяты" руб., нанесенного умышленными действиями по нарушению законности при принятии распоряжения об установлении ему размера указанной пенсии с 01 января 2015 года.
В обоснование требований указал, что с Дата1 он является получателем муниципальной доплаты к трудовой пенсии, которая установлена распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с "Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности ... ", утвержденным решением Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 30 мая 2008 г. N 32. Согласно указанному Положению в случае повышения работникам администрации размера оплаты труда одновременно должна производиться индексация денежного содержания, из которого исчисляется доплата к трудовой пенсии, и, соответственно, увеличиваться размер доплаты. ДД.ММ.ГГГГ в администрации района произошло повышение размера оплаты труда, при этом индексация доплаты к пенсии ему не производилась, недоплата составила "данные изъяты" руб. в месяц, а всего за период действия распоряжения - "данные изъяты" руб.
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N, принятым на основании Решения Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 31 октября 2014 г. N 54, ему вместо получаемой ранее доплаты к трудовой пенсии с 1 января 2015 г. установлена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб., который меньше, чем ранее получаемая доплата, что не соответствует требованиям пункта 2.3 названного Решения и нарушает его права, недоплата составила "данные изъяты" руб. в месяц.
В процессе рассмотрения дела Кудельников П.Н. неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд: признать распоряжение администрации Кологривского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в части установления ему с 1 января 2015 г. пенсии за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. незаконным, обязать ответчика установить ему с 1 января 2015 г. пенсию за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. в месяц, взыскать с ответчика образовавшуюся по состоянию на 1 января 2015 г. задолженность в размере "данные изъяты" руб., компенсацию морального вреда - "данные изъяты" руб. и расходы на оплату услуг представителя - "данные изъяты" руб. Уточненные требования мотивировал тем, что первоначальный расчет доплаты к пенсии, установленный ему с Дата1, был произведен без учета сумм полученных денежных вознаграждений, ежемесячной надбавки за работу с секретными документами и сумм материальной помощи, как было предусмотрено действующим в Костромской области законодательством с 21 октября 2010 года. В связи с чем, размер получаемой им доплаты к пенсии должен был составлять на эту дату "данные изъяты" рублей, а не "данные изъяты" руб., выплачиваемых ответчиком.
Решением Кологривского районного суда Костромской области исковые требования Кудельникова П.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным распоряжение администрации Кологривского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части установления Кудельникову П.Н. с 1 января 2015 г. пенсии за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. в месяц.
Администрация Кологривского муниципального района Костромской области обязана установить Кудельникову П.Н. с 1 января 2015 г. пенсию за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. в месяц.
С администрации Кологривского муниципального района Костромской области в пользу Кудельникова П.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" руб., расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кудельникову П.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Кудельников П.Н. просит отменить решение суда в части установления размера пенсии за выслугу лет с 01 января 2015 года в сумме "данные изъяты" руб., вынести по делу новое решение о полном удовлетворении его требований относительно установления размера доплаты к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по 30 декабря 2014 года в сумме "данные изъяты" руб., взыскать возникающую при этом задолженность в сумме "данные изъяты" руб.
Указывает, что распоряжение администрации Кологривского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании которого ему была установлена и выплачивалась в период с Дата1 по 31 декабря 2014 г. доплата к трудовой пенсии, было принято в соответствии с Решением собрания депутатов Кологривского муниципального района от 30 мая 2008 г. N 32. Вместе с тем с 21 октября 2010 г. на уровне субъекта РФ (Костромской области) было принято и действует Положение о доплате к пенсии. Однако ответчик при расчете ему доплаты к пенсии руководствовался не указанным Положением, а Решением собрания депутатов Кологривского района от 2008 г., которое противоречило федеральному законодательству. Расчет доплаты считает неверным, поскольку в расчет его среднемесячного заработка были включены не все виды выплат, полученных им в расчетный период, расчет произведен без учета фактически отработанного им времени, как того требует федеральное законодательство.
В этой связи выражает несогласие с выводом суда о правомерности установления ему доплаты к трудовой пенсии, в размере, рассчитанном ответчиком за период с Дата1.
В возражениях относительно апелляционной жалобы глава Кологривского муниципального района "данные изъяты" просит решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Кудельников П.Н. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика администрации Кологривского муниципального района в суд не явился, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания он извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ истец замещал высшую должность муниципальной службы заместителя главы администрации "данные изъяты" муниципального района Костромской области, с которой был уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника), его общий стаж муниципальной службы на момент увольнения с работы установлен (с учетом решения комиссии ответчика) - "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Кудельникову П.Н. была назначена пенсия по старости.
Дата1 Кудельников П.Н. обратился с заявлением на имя главы администрации Кологривского муниципального района об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Распоряжением и.о. главы Кологривского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N исходя из указанного выше стажа муниципальной службы Кудельникову П.Н., как лицу, замещавшему должность заместителя главы администрации "данные изъяты" муниципального района, с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии по старости "данные изъяты"% среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения). Распоряжением главы Кологривского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N пункт 1 вышеназванного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ изложен в новой редакции, в соответствии с которой доплата устанавливается с Дата1.
Размер выплачиваемой Кудельникову П.Н. в соответствии с указанным распоряжением доплаты за период с Дата1 по 31 декабря 2014 года составил "данные изъяты" руб. в месяц.
Распоряжением главы Кологривского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N признано утратившим силу, Кудельникову П.Н. с 01 января 2015 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб., составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии по старости "данные изъяты"% среднемесячного заработка.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по назначению и перерасчету пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Кологривском муниципальном районе было выявлено, что расчет размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кудельникову произведен с нарушением порядка, установленного Положением, утвержденным решением Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 30 мая 2008 г. N 32, ежемесячная доплата к пенсии с Дата1 Кудельникову П.Н. должна составлять "данные изъяты" руб.
Обращаясь с данным иском, истец, не соглашаясь с порядком первоначального расчета размера доплаты, установленной ему ответчиком с Дата1, указывал в обоснование иска, что в нарушение требований законодательства Костромской области о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, данный расчет был произведен ответчиком без учета фактически отработанных им (Кудельниковым П.Н.) дней, исходя из месячного денежного содержания без учета сумм денежных поощрений, ежемесячной надбавки за работу с секретными документами и сумм материальной помощи. Полагал, что размер получаемой им доплаты по состоянию на дату ее установления ( Дата1) должен составлять "данные изъяты" руб. Поскольку рассчитанный с 01 января 2015 г. по новому Положению размер его пенсии за выслугу лет ниже указанной доплаты, в соответствии с Решением Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 31 октября 2014 г. N 54 пенсия за выслугу лет должна быть установлена ему в таком же размере ( "данные изъяты" руб.).
Разрешая спор, суд исходил из того, что муниципальное образование, с учетом имеющегося у него бюджетных возможностей, вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим как в отношении вновь назначенных пенсий, так и в отношении ранее назначенных доплат к трудовой пенсии, само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления пенсий за выслугу лет и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.
В этой связи суд пришел к выводу о правомерности установления ответчиком Кудельникову П.Н. по состоянию на Дата1 доплаты к трудовой пенсии, рассчитанной в соответствии с действовавшим на указанный момент Положением, утвержденным решением Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 30 мая 2008 г. N 32.
Поскольку доплата к трудовой пенсии в период с Дата1 по 31 декабря 2014 г. выплачивалась Кудельникову П.Н. в размере большем, чем должна была выплачиваться при её правильном исчислении в порядке, установленном указанным Положением, суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по выплате доплаты к пенсии по состоянию на 01 января 2015 года, отказав истцу в этих требованиях.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч.2 ст. 24 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Особенности организации муниципальной службы в Костромской области и правовое положение муниципальных служащих Костромской области урегулированы Законом Костромской области от 09 ноября 2007 г. N 210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области".
В соответствии со статьей 12 этого Закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с федеральными законами, законами Костромской области и муниципальными правовыми актами (ч. 1). Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Костромской области, которое устанавливается законом Костромской области с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Костромской области по соответствующей должности государственной гражданской службы (ч. 2).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Исходя из того, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе установление и изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.
В этой связи является правильным вывод суда первой инстанции о том, что при определении порядка назначения и размера пенсии за выслугу лет истцу, как муниципальному служащему Кологривского муниципального района, следует руководствоваться нормативными правовыми актами указанного муниципального образования, регулирующими данные правоотношения.
Как видно по делу, на момент назначения Кудельникову П.Н. доплаты за выслугу лет ( Дата1) действовало Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления на территории Кологривского района Костромской области, утвержденное решением Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 30 мая 2008 г. N 32.
В соответствии с пунктом 6 данного Положения (применительно к назначению доплаты истцу) размер ежемесячной доплаты к пенсии исчислялся исходя из месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения. Месячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного за 12 месяцев денежного содержания (денежного вознаграждения) на 12. Размер месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,3 должностного оклада (0,8 месячного денежного вознаграждения) по замещавшейся должности муниципальной службы.
Согласно пункту 8 Положения в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включалось: должностной оклад; ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30%, ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; премии по результатам работы.
Проверив расчет ежемесячной доплаты к пенсии, произведенный ответчиком в целях её выплаты истцу с Дата1, суд обоснованно не согласился с доводами истца, приведенными также и в апелляционной жалобе, о том, что она должна быть исчислена в порядке, установленном Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 666-4 -ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области" и пришел к правильному выводу, что такая доплата, с учетом индексации ежемесячного денежного вознаграждения с ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" раза, должна составлять "данные изъяты" руб.
Выводы суда по данному вопросу мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Как следует из материалов дела, за 12 месяцев, предшествующих дню прекращения Кудельниковым П.Н. муниципальной службы, им получено денежное вознаграждение в размере "данные изъяты" руб. При расчете среднемесячного денежного содержания для исчисления размера доплаты к пенсии Кдельникову П.Н. ответчиком не была учтена сумма ежемесячного денежного материального поощрения в размере "данные изъяты" руб., что соответствует требованиям, установленным в п. 8 Положения.
Вместе с тем, в нарушение п.6 Положения, при расчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии денежное вознаграждение, полученное истцом за 12 месяцев, было разделено не на 12, как указано в Положении, а на количество фактически отработанных дней - "данные изъяты", в связи с чем размер доплаты был установлен в сумме "данные изъяты" руб. вместо "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии какой-либо задолженности, образовавшейся перед истцом, по выплате надбавки к трудовой пенсии за период с Дата1 по 31 декабря 2014 года является правильным.
Проанализировав положения Решения Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 31 октября 2014 г. N 54, регулирующего спорные правоотношения в указанном муниципальном образовании с 01 января 2015 года, суд пришел обоснованному к выводу, что размер пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате истцу с указанной даты, рассчитан ответчиком неверно, определилеё в сумме "данные изъяты" руб., а не "данные изъяты" руб. и признал в связи с этим соответствующее распоряжение незаконным.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также расчет пенсии за выслугу лет, подробно приведены в решении, в апелляционной жалобе размер пенсии за выслугу лет в сумме, определенной судом на 01 января 2015 года, не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с расчетом среднемесячного заработка, из которого исчислена доплата к трудовой пенсии с Дата1.
Так, истец полагает, что в расчет заработка подлежат включению выплаты, указанные не в Положении и Решении ответчика, а в региональном законодательстве (Постановлении администрации Костромской области N 291-а от 15 августа 2011 г.), а сам расчет должен быть произведен исходя из фактически отработанного времени, а не путем деления среднемесячного заработка на 12 месяцев. При таком расчете размер доплаты к трудовой пенсии, по мнению истца, с Дата1 должен составить "данные изъяты" рублей. Поскольку указанная сумма выше установленной истцу пенсии за выслугу лет ( "данные изъяты" руб.), исчисленный им размер в соответствии с п.2.3 Решения Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 31 октября 2014 г. N 54 должен быть сохранен с 01 января 2015 года.
Между тем с приведенными доводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку указанный нормативный правовой акт, принятый во исполнение Закона Костромской области от 21 октября 2010 года N 666-4-ЗКО, регулирует порядок определения среднего заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим Костромской области, к которым Кудельников П.Н. не относится.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Кологривского муниципального района Костромской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Костромской области. Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов
соответствующих муниципальных образований, установление и проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления, вопреки доводам жалобы, не противоречит названным выше положениям федерального и регионального законодательства.
С учетом изложенного расчеты истца, основанные на акте, который в данном случае не может применяться к спорным отношениям, обоснованно отклонены судом.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда, не содержат обстоятельств, опровергающих правильность выводов суда и нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кологривского районного суда Костромской области от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кудельникова П.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.