Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Зиновьевой О.Н.
при секретаре Колесниковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу управляющего ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриевой И.Н. на определение судьи Галичского районного суда Костромской области от 22 октября 2015 г. об оставлении апелляционной жалобы без движения.
Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., судебная коллегия
установила:
14 сентября 2015 г. состоялось решение Галичского районного суда Костромской области, в соответствии с которым исковые требования Сикориной Н.Н. к ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств в возмещение расходов на лечение пострадавшего от тяжёлого несчастного случая на производстве удовлетворены. С ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сикориной Н.Н. взысканы денежные средства в сумме "данные изъяты". в возмещение понесённых расходов на лечение от тяжёлого несчастного случая на производстве, а также государственная пошлина в размере "данные изъяты". в доход бюджета Антроповского муниципального района Костромской области.
Не согласившись с решением суда, ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 22 октября 2015 г. обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Определением судьи Галичского районного суда Костромской области от 22 октября 2015 г. вышеуказанная апелляционная жалоба оставлена без движения на основании ст.322 ГПК РФ в связи с неуплатой госпошлины в размере "данные изъяты" руб., ответчику предоставлен срок для исправления недостатков жалобы до 6 ноября 2015 г.
В частной жалобе управляющий ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриева И.Н. просит определение судьи от 22 октября 2015 г. отменить, считая, что Фонд в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии с ч.3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 323 ГПК РФ при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным ст. 322 настоящего Кодекса, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления.
Оставляя апелляционную жалобу без движения, судья исходила из того, что ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не соблюдены требования ст.322 ГПК РФ, поскольку к апелляционной жалобе не приложена квитанция об уплате государственной пошлины в размере, предусмотренном п. 9 ч.1 ст.333.19 НК РФ.
Судебная коллегия находит данный вывод судьи ошибочным.
Согласно ч.2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу ст.89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Согласно п.1 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с п.2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Как следует из п. 6 Положения, основной задачей Фонда является обеспечение государством гарантированных социальных прав граждан при реализации последним функций, закрепленных ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Денежные средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в абз. 1 п. 8 Положения (абз. 2 п. 8).
Таким образом, деятельность, осуществляемая Фондом социального страхования Российской Федерации, по своему характеру предпринимательской или иной экономической деятельностью не является, поскольку целей извлечения прибыли или иного дохода не преследует.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
С учетом изложенного ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а апелляционная жалоба ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - направлению в Галичский районный суд Костромской области суд для выполнения требований, предусмотренных ст. 325 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Галичского районного суда Костромской области от 22 октября 2015 г. отменить.
Гражданское дело по иску Сикориной Н.Н. к ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, отделу образования администрации Антроповского муниципального района Костромской области о взыскании денежных средств в возмещение расходов на лечение пострадавшего от тяжёлого несчастного случая на производстве направить в Галичский районный суд Костромской области для выполнения требований, предусмотренных ст. 325 ГПК РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.