Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.
судей Федосовой Н.Н.,
Поддымова А.В.
при секретаре Даниловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Ивановой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М. на решение Задонского районного суда Липецкой области от 06 октября 2015 года, которым постановлено:
" Ивановой Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего М., в удовлетворении требований к администрации городского поселения города Задонска Задонского муниципального района Липецкой области и Управлению социальной защиты населения Липецкой области признать незаконными Постановление Главы администрации городского поселения г. Задонска "О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N от 14.08.2007года; Постановление Главы администрации городского поселения г. Задонска "О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N от 06.08.2015 года действия, а именно снятие семьи Ивановой Е.В. (состав семьи 2 человека) с льготной очереди на получение жилья; и обязать администрацию городского поселения г. Задонска Задонского муниципального района Липецкой области восстановить семью Ивановой Е.В. (состав семьи 2 человека) на учёте нуждающихся на получение жилья в льготной очереди от 08.10.2004г., признать за ней право на получение жилья по договору социального найма, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Жилищным Кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. N 188, обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области включить Иванову Е.В. и её семью в составе 2-х человек в областной список ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет до 01 марта 2005 года, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать
".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Е.В., действующая в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО1, обратилась в суд с иском к администрации городского поселения города Задонска Задонского муниципального района Липецкой области и Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании незаконными постановления Главы администрации городского поселения г. Задонска "О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N от 14.08.2007 года, постановления Главы администрации городского поселения г. Задонска "О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N от 06.08.2015 года, действий по снятию её семьи с льготной очереди на получение жилья, обязании администрации городского поселения г. Задонска устранить в полном объеме допущенные нарушения жилищных прав её семьи, а именно, восстановлении на учёте нуждающихся на получение жилья в льготной очереди от 08.10.2004г., а также признании права на получение жилья по договору социального найма в соответствии с ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и ЖК РФ от 29 декабря 2004 г. N 188, обязании Управления социальной защиты населения Липецкой области включить её семью в составе 2-х человек в областной список ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет до 01 марта 2005 года, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований ссылалась на то, что её отец, М. являлся инвалидом Великой Отечественной войны, 06.10.2004 года был включен в списки на получение жилья, как инвалид BOB . 23.11.2004г. истцы также были включены в состав семьи М. на получение жилья, в льготную очередь как семья инвалида ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ М. умер и 14.08.2007г. был снят с учёта, а за остальными членами семьи в составе 2 человек на основании п.1 ст. 55 ЖК РФ сохранилась очерёдность нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, как семья инвалида ВОВ (согласно ЖК РФ, ФЗ "О ветеранах"). 03.07.2015г. был получен ответ, из которого Иванова Е.В. узнала, что на данный момент они состоят в очереди на получение жилья с 08.10.2004г. под номером N в общей очереди, а не в льготной, как семья инвалида ВОВ. Постановлением Главы администрации городского поселения г. Задонска N от 06.08.2015г. ее семью сняли с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1, ст.56 ЖК РФ.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
Истец Иванова Е.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав истца Иванову Е.В., ее представителя Дегтярева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив апелляционную жалобу в пределах ее доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено следующее.
М.., ДД.ММ.ГГГГ (отец и дедушка истцов) являлся инвалидом ВОВ.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при администрации Задонского района от 06.10.2004 года М. проживающий в "адрес", не имеющий собственного жилья, проживающий в доме на условиях найма, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, включен в списки очередников на получение жилья.
Согласно п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области, утвержденных Постановлением исполкома Липецкого областного Совета народных депутатов, Липецкого областного Совета профсоюзов от 29.12.1984 N 741 (ред. от 17.01.1992) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области" (Постановлением главы администрации Липецкой обл. от 18.11.2005 N 170 признаны утратившими силу, действующих на 2004 год) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при администрации Задонского района от 06.10.2004 года за Мышевой (Ивановой) Е.В. (дочь), проживающей в "адрес", значится в собственности 1/2 доля данного дома, в котором она проживает. Общая площадь дома 46,9 кв.м., жилой 33 кв.м. Из чего следует, что 16,5 кв.м. принадлежит на ее семью ( ДД.ММ.ГГГГ ) по 8,25 кв.м. на человека, что выше у четной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (8 и менее). В связи с чем, она не относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Постановлению главы администрации Задонского района Липецкой области от 08.10.2004 N "О включении граждан в списки очередности на получение жилья и об исключении из списков очередности", ФИО9, состав семьи 1, был поставлен на жилищный учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий на льготных условиях (в первоочередном порядке).
Между Мышевой Е.В. и М ... было заключено соглашение об определении порядка пользования жилым помещением по адресу: "адрес" и 23.12.2004г. Мышева Е.В. и М ... были включены в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий как члены семьи М. что подтверждается ответом председателя комитета по управлению городским хозяйством администрации Задонского района Липецкой области.
М. умер ДД.ММ.ГГГГ. и согласно Постановлению главы администрации г. Задонска Липецкой области N от 14.08.2007г. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью. Кроме того, данным постановлением установлено, что за Мышевой Е.В. (имеющей 1/2 долю "адрес") на основании п.1 ст. 55 ЖК РФ сохраняется очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Состав семьи 2 человека: сын М.., ДД.ММ.ГГГГ
27.04.2007г. и 10.05.2007г. администрацией г. Задонска Липецкой области на заявления Мышевой Е.В. были даны ответы о невозможности сохранения за ней и ее сыном в силу действующих законов льготной очереди на получения жилья, поскольку М. являющийся участником ВОВ, умер.
В силу ч.1 п. 4 ст.14 ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ действующего на момент принятия Постановления главы администрации г. Задонска Липецкой области N от 14.08.2007г.) инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23.2 данного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем граждан исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Липецкой области от 18.08.2006 N 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" определена форма и порядок обеспечения жильем граждан, в частности инвалидов Великой Отечественной войны; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.1)
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П).
Основанием, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало право семье истца на получение жилого помещения по договору социального найма, в силу ст. 29 ЖК РСФСР, являлось обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (8 кв.м. и менее на одного члена семьи), в связи с чем, имелась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года определялись ст. 32 ЖК РСФСР.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР (действующей на момент постановки на учет) сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в частности, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
После смерти М. Мышева (Иванова) Е.В. и ее сын М.., были зарегистрированы и проживали по адресу "адрес", общей площадью 49,6 кв.м., жилой 33 кв.м., где Мышевой Е.В. принадлежала 1/2 доля в праве общедолевой собственности, т.е. на долю Мышевых Е.В. и А.В., членов одной семьи, приходилось 16,5 кв.м. жилой площади, по 8,25 кв.м. на каждого, т.е. исходя из требований действующего на тот момент законодательства истцы не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, основания для обеспечения их как членов семьи инвалида Великой Отечественной войны отпали, что являлось основанием для снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как членов семьи инвалида ВОВ.
Определяющим основанием для сохранения в очереди является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Таким образом, нормы законодательства связывают право членов семьи инвалида Великой Отечественной Войны на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.
Постановка ответчиком на учет М ... с истцами, входящими в состав его семьи была вызвана нуждаемостью в улучшении жилищных условий исходя из их количества, как единой семьи.
Истцы были сняты с учета по причине, изложенной в ст. 32 ЖК РСФСР, связаны с действиями граждан, поскольку основания постановки на учет отпали, в связи с улучшением жилищных условий и отсутствием нуждаемости, исходя из состава семьи- два человека, а не в связи с изменением после 01 марта 2005 года в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о незаконности Постановления главы администрации г. Задонска Липецкой области N от 14.08.2007г. и наличии у истцов оснований для нахождения в очереди на получения жилья на льготных условиях, как членов семьи инвалида ВОВ, основаны на неверном толковании норм материального права и являются несостоятельными.
Ссылка в решении суда на Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не влечет отмену решения суда.
Выводы суда о том, что истцы не состояли на иждивении М. и не являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, сделаны исходя из требований законодательства, действующего на настоящий момент, однако, на решение суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска истцов, не влияют исходя из изложенного выше судебной коллегией по гражданским делам.
Как следует из Постановления главы администрации города Задонска от 14.08.2007 N за Мышевой (Ивановой) Е.В. на основании п.1 ст. 55 ЖК РФ сохранена очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Решением Совета депутатов городского поселения г. Задонска Задонского района Липецкой обл. от 25.04.2006 N 43 "О проекте Положения о порядке использования муниципального жилищного фонда на территории города Задонска" принято Положение о порядке использования муниципального жилищного фонда на территории города Задонска, согласно ч.ч.4,5 ст. 2, которого установлено, что муниципальное жилое помещение по договору социального найма предоставляется по норме.
Норма предоставления жилого помещения, находящегося в собственности городского поселения город Задонск, - 16,0 кв. м общей площади на человека.
Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях городского поселения город Задонск, - 11,5 кв. м общей площади на человека.
Жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Исходя из обстоятельств установленных судом, а в частности установления факта обеспеченности Ивановой Е.В. и ее сына, как членов одной семьи, на 14.08.2007 года жильем - по адресу "адрес", общей площадью 49,6 кв.м., жилой 33 кв.м., где Ивановой Е.В. принадлежала 1/2 доля в праве общедолевой собственности, оснований для сохранения за ней очередности на основании п.1 ст. 55 ЖК, с учетом вышеизложенного анализа как норм законодательства, действовавшего на 2004 год, так и 2007 год, с учетом фактических обстоятельств дела, не имелось.
Однако, само по себе нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях при отсутствии нуждаемости, не влечет правовых последствий для обеспечения жильем исходя из самого факта нахождения на учете.
Постановлением администрации городского поселения г. Задонска от 06.08.2015г. N Иванову Е.В. с составом семьи: сын М. и муж И. (брак заключен 28.09.2010 года) сняли с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ФИО3 "адрес", общей площадью 46,9 кв.м.
Принадлежность истцу на праве собственности указанного объекта недвижимости подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.07.2015 года (право собственности на объект возникло 06.06.2013 года)
Также судом установлено, что по договору социального найма жилого помещения от 12.04.2012г. И. (мужу истицы) был передан в пользование жилой дом, расположенный по адресу: ФИО3 "адрес", общей площадью 42,5 кв.м., в котором, как следует из пояснений истца зарегистрированы и проживают истица с супругом, ее сын.
Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет их учет при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Поскольку площадь жилого дома, находящегося в собственности истца Ивановой Е.В., составляет 49,6 кв.м., жилая 33 кв.м., а тем более суммарная общая площадь этого объекта и объекта, предоставленного супругу истца в пользование по договору социального найма составляет 89,4 кв.м., жилая 66,6 кв. м., соответственно на Иванову Е.В. и членов ее семьи приходится жилья более учетной нормы, что в свою очередь не позволяло ей находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно решение администрации об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ являлось основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Изложенное подтверждает, что истец Иванова Е.В. и члены ее семьи обеспечены жильем, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях городского поселения город Задонск, а также Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области, утвержденных Постановлением исполкома Липецкого областного Совета народных депутатов, Липецкого областного Совета профсоюзов от 29.12.1984 N 741 выше нормы, при которой граждане признаются нуждающимися.
Доводы жалобы о том, что истец принята на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого решения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, обеспеченность истца жилой площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета.
Оснований для обеспечения истцов жильем как членов семьи инвалида ВОВ не имеется, в связи с отсутствием нуждаемости.
Судебная коллегия считает, что исходя из установленных обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые ссылается апеллянт в их обоснование, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Задонского районного суда Липецкой области от 06 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Ивановой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М. без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.