судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Марчукова А.В.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой В. А. к Комитету по жилищной политике администрации Волгограда о признании незаконным отказа и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Комаровой В. А. - Дереза А. Н.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 28 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Комаровой В. А. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комарова В.А. обратилась в суд с иском к Комитету по жилищной политике администрации Волгограда о признании незаконным отказа и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что она составом семьи из трех человек (она, супруг и несовершеннолетний сын), проживают в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес", и занимает комнату площадью 18,5 кв.м., принадлежащей ей и сыну на праве общей долевой собственности (19/58 доли). Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет 15,7 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ вторая комната площадью 10 кв.м. освободилась.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ она неоднократно обращалась к ответчику с письменным заявлением о предоставление ей освободившейся комнаты по договору социального найма с приложением необходимого перечня документов.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в предоставлении освободившейся комнаты со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью на каждого члена ее семьи превышает норму предоставления 14 кв.м.
Отказ ответчика считает незаконным, в связи с чем просила признать незаконными справку ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и письмо от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в предоставлении ей освободившейся комнаты площадью 10 кв.м. по договору социального найма в коммунальной квартире по адресу: "адрес"; обязать предоставить ей на состав семьи из 3-х человек освободившуюся жилую комнату площадью 10 кв.м. по договору социального найма в коммунальной квартире по адресу: "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Комаровой В.А. - Дереза А.Н. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения Комаровой В.А., ее представителя Дереза А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции указанным требованиям не отвечает.
В подтверждение наличия права на предоставление по договору социального найма освободившейся комнаты в коммунальной квартире Комарова В.А. предоставила сведения о том, что в установленном порядке ее семья признана малоимущей и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Комаровой В.А. суд первой инстанции исходил из пп. 1.2 Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2014 года N 24/717), согласно которого норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде составила 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может и находит его ошибочным.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2014 года N 24/717), норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде установлена в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека (пп. 1.2).
Согласно тому же Постановлению, в редакции решения Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 года N 14/441, норма представления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде для семьи из 2 и более человек была определена в размере не менее 16 кв.м. общей площади на одного человека.
А ранее действовавшей редакцией Постановления, с 1 марта 2005 года была установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде в размере не менее 12 и не более 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, семья Комаровых состоит из трех человек (она, супруг К.С.В. и несовершеннолетний сын Никита, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), они проживают в жилом помещении (комнате) общей площадью 29,1 кв.м., жилой площадью 18,5 кв.м. двухкомнатной коммунальной квартиры общей площадью 44,9 кв.м., жилой площадью 28,5 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", которое принадлежит Комаровой В.А. и сыну на праве общей долевой собственности (по 19/58 долей), на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 34 АА N N " ... ", N " ... ". Всего в жилом помещении зарегистрировано два человека: Комарова В.А. и ее сын.
Жилое помещение (комната) жилой площадью 10,0 кв.м. в вышеуказанной коммунальной квартире с ДД.ММ.ГГГГ свободно.
К.С.В. же, зарегистрирован в жилом помещении (комнате) общей площадью 18,0 кв.м., жилой площадью 16,8 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем ему на праве собственности, на основании договора на передачу жилого помещения (комнаты в общежитии коридорного типа) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 34 АА N " ... ".
Обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Комаровых на одного человека составила 15,7 кв.м. ((29,1+18,0) кв.м. /(2+1) чел.).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (повторно) Комарова В.А. обращалась к ответчику с письменным заявлением о предоставление ей освободившейся комнаты по договору социального найма с приложением необходимого перечня документов.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим заключением признал Комарову В.А. и членов ее семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма освободившегося жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес".
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Справкой N " ... " Департамента по жилищной политике администрации Волгограда, в лице начальника жилищного отдела по Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ департамента от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением Комитета по жилищной политике администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Комаровой В.А. отказано в предоставлении жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения в расчете на одного человека составляет более нормы предоставления площади жилого помещения (14 кв.м.), установленной решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2014 года N 24/717.
Соглашаясь с позицией администрации Волгограда в лице Комитета по жилищной политике суд не учел требования абз. 2 ч. 1 ст. 4 ГК РФ, ст. 6 ЖК РФ.
Так, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
По существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.
По своей сути изложенные выше обстоятельства аналогичны нормативному положению, признанному не соответствующим Конституции Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П.
Таким образом, поскольку истец и члены его семьи в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 года N 14/441 устанавливающим норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде для семьи из 2 и более человек была определена в размере не менее 16 кв.м. общей площади на одного человека, в установленном порядке были признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма освободившегося жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", но по независящим от них причинам отказано в предоставлении освободившейся комнаты площадью 10 кв.м. по договору социального найма в коммунальной квартире по адресу: "адрес", в связи с утверждением с ДД.ММ.ГГГГ иной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде (14 кв.м.) общей площади на одного человека, они должны реализовать свое право на предоставление по договору социального найма освободившейся комнаты в коммунальной квартире.
Вместе с тем, как следует из п. 3 Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2014 года N 24/717), данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования ("Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 142 от 27 декабря 2014 года).
Учитывая совокупность вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении иска, признав незаконными справку Департамента по жилищной политике администрации Волгограда, в лице начальника жилищного отдела по Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ департамента от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и письмо от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " Комитета по жилищной политике администрации Волгограда об отказе в предоставлении Комаровой В.А. освободившейся комнаты площадью 10 кв.м. по договору социального найма в коммунальной двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" и, возложить на Комитет по жилищной политике администрации Волгограда обязанность предоставить Комаровой В.А. на состав семьи из 3-х человек освободившуюся жилую комнату площадью 10 кв.м. в коммунальной двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" по договору социального найма.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 28 августа 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования Комаровой В. А. удовлетворить.
Признать незаконными справку Департамента по жилищной политике администрации Волгограда, в лице начальника жилищного отдела по Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ департамента от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и письмо Комитета по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в предоставлении Комаровой В. А. освободившейся комнаты площадью 10 кв.м. по договору социального найма в коммунальной двухкомнатной квартире по адресу: "адрес".
Возложить на Комитет по жилищной политике администрации Волгограда обязанность предоставить Комаровой В. А. на состав семьи из 3-х человек освободившуюся жилую комнату площадью 10 кв.м. в коммунальной двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" по договору социального найма.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.