судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Марчукова А.В.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Т. В. к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
по апелляционной жалобе представителя Колесниковой Т. В. - Морозовой Е. А.,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 сентября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Колесниковой Т. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указала, что она замещала должности муниципальной службы в отделе социального обеспечения Исполнительного комитета " ... " районного Совета народных депутатов г. Волгограда, Управлении социальной защиты населения администрации " ... " района Волгограда, Территориальном управлении по " ... " району Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области.
В связи с тем, что стаж, принимаемый для зачисления размера пенсии за выслугу лет, на ДД.ММ.ГГГГ у нее составил 19 лет 07 месяцев 04 дня, она обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Однако, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в назначении ей пенсии за выслугу лет отказано в связи с отсутствием минимального стажа муниципальной службы на день увольнения из управления социальной защиты населения администрации " ... " района Волгограда.
В стаж муниципальной службы ответчиком не включены периоды замещения ею должности государственной гражданской службы, а именно период работы в должности " ... " отдела социальных выплат Территориального управления по " ... " району Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, продолжительностью 04 года 11 месяцев.
Указывает, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для государственных гражданских служащих. В стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также на иных должностях в соответствии с законом. Таким образом, в нарушение требований законодательства в стаж её муниципальной службы ответчиком не включен период стажа государственной гражданской службы 04 года 11 месяцев.
В связи с чем, просила признать незаконным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т. В." и обязать администрацию Волгограда назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Колесниковой Т.В. - Морозова Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения Колесниковой Т.В., ее представителя Морозовой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации Волгограда Прохоркиной Н.Н., Серебрянниковой И.Е., возражавших относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Колесникова Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала " ... " в отделе социального обеспечения исполнительного комитета " ... " районного Совета народных депутатов "адрес", и " ... ", " ... " по социальной защите граждан, " ... " отдела социальной защиты Управления социальной защиты населения администрации " ... " района Волгограда.
Продолжительность муниципальной службы (работы) в календарном исчислении составила 14 лет 07 месяцев 11 дней.
Постановлением администрации Волгограда от 27 октября 2005 года N 2173 "Об упразднении управлений социальной защиты населения администраций районов Волгограда, комитетов (отделов) по делам семьи администрации районов Волгограда" управление социальной защиты населения администрации " ... " района упразднено, функции управления переданы Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с должности муниципальной службы - " ... " управления социальной защиты населения администрации Волгограда в порядке перевода в Территориальное управление по " ... " району Волгограда Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области, где приступила к исполнению трудовых обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.
Продолжительность государственной гражданской службы (работы) в Управлении составила 04 года 11 месяцев 23 дня.
Работодатель, в лице администрации " ... " района Волгограда, признал стаж, принимаемый для исчисления размера пенсии за выслугу лет, Колесниковой Т.В. равный 19 лет 07 месяцев 23 дня (14-07-11 + 04-11-04).
ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Т.В. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Волгоградской области по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
Основанием увольнения послужило передача полномочий территориального Управления по " ... " району г. Волгограда социальной защиты населения Администрации Волгоградской области вновь созданному Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по " ... " району Волгограда".
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает " ... " сектора государственной социальной помощи населения Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по " ... " району Волгограда".
Колесникова Т.В., являясь получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, назначенной в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации права на пенсию за выслугу лет обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о назначении данной пенсии.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т. В." Колесниковой Т.В., замещавшей должность " ... " социальной защиты управления социальной защиты населения администрации " ... " района Волгограда, отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием минимального стажа муниципальной службы на день увольнения из управления социальной защиты населения администрации " ... " района Волгограда ( ДД.ММ.ГГГГ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Колесниковой Т.В. на дату увольнения с муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал необходимый стаж муниципальной службы, а стаж работы в должности " ... " отдела социальных выплат Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области мог бы подлежать зачету в стаж муниципальной службы истца, в случае увольнения последнего с государственной гражданской службы и назначения на муниципальную службу.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может и находит его ошибочным.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно п.п. "ж", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:, в том числе и учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
Приведенная правовая норма отражена и в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из указанных норм следует, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В этой связи, как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих.
Решением Волгоградской городской Думы от 6 февраля 2008 N 57/1441 утверждено "Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда".
В соответствии с п. 2.1 названного Положения (в редакции решений Волгоградской городской Думы от 30 ноября 2011 года N 54/1622, от 25 сентября 2014 года N 18/545) пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты по достижении возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет независимо от возраста, в котором они были уволены (освобождены) с должности муниципальной службы Волгограда, при условии назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях".
Согласно п. 4 Положения в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включается периоды службы (работы) муниципальных служащих, установленные действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Действительно, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 9.1. Закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 года N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также на иных должностях в соответствии с настоящим Законом согласно приложению 7.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Колесниковой Т.В. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного, судебная коллегия пользуясь правом, предоставленным ст. 67 ГПК РФ оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о наличие у Колесниковой Т.Н. права на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, поскольку необходимые условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, предусмотренные положениями федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации - Волгоградской области, истицей исполнены, а Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т. В." незаконным.
Поскольку в соответствии с п. 5.1 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда назначение пенсии за выслугу лет производится по заявлению лица, замещавшего муниципальную должность Волгограда, должность муниципальной службы Волгограда, должность в местных органах государственной власти и управления Волгограда, а как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Колесниковой Т.В. данное заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, то судебная коллегия полагает возможным возложить на администрацию Волгограда обязанность назначить пенсию за выслугу лет Колесниковой Т.В. со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, отказав Колесниковой Т.В. в назначении пенсии со дня, следующего за днем увольнения (освобождения) с муниципальной должности Волгограда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что по настоящему делу при вынесении судебного постановления допущены существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить состоявшееся судебное решение и вынести по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Колесниковой Т.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Колесниковой Т. В. к администрации Волгограда о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет удовлетворить частично.
Признать постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Колесниковой Т. В." незаконным.
Обязать администрацию Волгограда назначить пенсию за выслугу лет Колесниковой Т. В., замещавшей должность " ... " социальной защиты населения Управления социальной защиты населения администрации " ... " района Волгограда с ДД.ММ.ГГГГ, отказав в назначении пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.