Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Зарубина А.В., Балашовой И.Б.,
при секретаре Кравченко О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску А.М.В., А.Н.И. к администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области о признании действий об отказе в постановке на учёт как нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области
на решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 4 сентября 2015 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Зарубина А.В., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с указанным заявлением, в обоснование которого пояснили, что А.М.В. является инвалидом Великой Отечественной войны, А.Н.И. - ветераном Великой Отечественной войны. С 2001 года они нуждаются в улучшении жилищных условий, в связи с чем предпринимали меры по постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако при составлении актов от 1 марта 2010 года, 10 декабря 2010 года, 23 апреля 2014 года и 20 июня 2014 года комиссиями не изучалось техническое состояние несущих конструкций, дом обследовался формально, в связи с чем они обратились за проведением независимой экспертизы, согласно которой износ жилого дома превышает допустимые переделы.
Просили признать действия администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области незаконными; признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением от 4 сентября 2015 года производство по делу по исковым требованиям А.М.В. прекращено.
Решением суда от 4 сентября 2015 года действие администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области признано незаконным; А.Н.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; на администрацию городского поселения г. Ленинск Волгоградской области возложена обязанность принять А.Н.И., ветерана Великой Отечественной войны, вдову инвалида Великой Отечественной войны на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
Проверив материалы дела в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие на неё возражения, выслушав представителя администрации городского поселения г. Ленинска Волгоградской области С.М.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя истца Т.О.Ю., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" жилые помещения могут быть предоставлены при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях и постановки на соответствующий учёт в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" (л.д. 6) и неоднократно обращалась по вопросу пригодности указанного жилого помещения для проживания (л.д. 14, 15, 16, 18 - 19).
30 июля 2014 года она как участник Великой Отечественной войны (л.д. 9) обратилась в администрацию городского поселения г. Ленинска Волгоградской области с заявлением, в котором просила обеспечить её жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года N301-п "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих на территории Волгоградской области, за счёт субвенций федерального бюджета" (л.д. 28).
В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года N301-п "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих на территории Волгоградской области, за счёт субвенций федерального бюджета", право на получение мер социальной поддержки имеют установленные категории граждан, в том числе участники Великой Отечественной войны, принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Принимая решение об удовлетворении заявленных А.Н.И. требований, суд пришёл к выводу о постановке на учёт её в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку длительное время вопрос о пригодности проживания в доме муниципальным органом не разрешался.
Однако данный вывод противоречит нормам материального права.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен ст. 51 ЖК РФ. Длительность рассмотрения вопроса о пригодности жилого помещения для проживания в качестве основания для постановки гражданина на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Судебная коллегия обращает внимание, что согласно ч. 3, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, вместе с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение)", согласно которому после оценки и обследования помещения межведомственная комиссия принимает одно из указанных в п. 47 Положения решений. Заключение межведомственной комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).
Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации городского поселения г. Ленинск, в заключении от 20 июня 2014 года N " ... " пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома "адрес" (л.д. 20).
Постановлением администрации городского поселения г. Ленинск от 24 июня 2014 года N " ... " на основании акта обследования жилого помещения и названного выше заключения признана необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, которым должно отвечать жилое помещение, и после его завершения - о продолжении процедуры оценки (л.д. 17).
Однако суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что истцом ни заключение межведомственной комиссии, ни постановление администрации городского поселения не обжаловалось.
Доводы представителя истца на обращение в суд после получения заключения строительно-технической экспертизы общества с ограниченной ответственностью " М." (л.д. 34 - 80), из которого следует, что домовладение является непригодным для проживания, судебной коллегией не принимаются как несостоятельные для подтверждения заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании незаконными действий администрации городского поселения и необходимости постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании выводов указанного заключения, поскольку сам по себе факт признания дома непригодным без выполнения определённой процедуры не влечёт безусловной обязанности органа местного самоуправления поставить гражданина на такой учёт.
Доказательств соблюдения А.Н.И. процедуры, установленной законодателем для получения статуса нуждающегося в жилом помещении, суду представлено не было.
Кроме того, в исковом заявлении А.Н.И. просит признать незаконными действия органа местного самоуправления, прикладывая в обоснование своих требований ответ администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области от 28 августа 2014 года N " ... " на её обращение об обеспечении жилым помещением (л.д. 29), между тем как исковое заявление подано в суд 10 июля 2015 года.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Не связывая пропуск установленного законом срока с несвоевременным получением ответа, представитель истца в обоснование его пропуска ссылалась на состояние здоровья А.Н.И., необходимость ухода за мужем, инвалидом " ... " группы, а также попыткой решить вопрос самостоятельно путём проведения работ по ремонту жилого дома. Указанные основания не могут быть расценены судом как уважительные, доказательств невозможности обращения в суд в установленный законом срок не представлено.
На основании вышесказанного судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции постановленным с нарушением норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 309, ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 4 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать А.Н.И. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области, признании А.Н.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на ответчика обязанности поставить А.Н.И. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.