Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Баландиной А.А., рассмотрев жалобу начальника Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области К.Н.Н. на решение судьи Вологодского городского суда от 28.10.2015, которым
жалоба Мелочникова Ю. М. удовлетворена;
постановление начальника Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 18.08.2015 N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "ВологдаСтройЗаказчик" Мелочникова Ю. М. отменено;
производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установила:
постановлением начальника Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области К.Н.Н. от 18.08.2015 N ... директор общества с ограниченной ответственностью "ВологдаСтройЗаказчик" (далее - ООО "ВологдаСтройЗаказчик") Мелочников Ю.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, Мелочников Ю.М. обратился с жалобой в суд, просил отменить постановление должностного лица, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, малозначительность совершенного административного правонарушения.
В судебное заседание Мелочников Ю.М. не явился, его защитник по доверенности И.М.А. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области по доверенности С.К.В. в судебном заседании с жалобой не согласился.
Судом вынесено приведенное решение.
В жалобе начальник Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области К.Н.Н. просит отменить решение судьи.
В отзыве на жалобу помощник прокурора г. Вологды Р.О.А. просит отменить решение судьи.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области Л.Е.А., защитника Мелочникова Ю.М. И.М.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Вологодской области М.Н.В., не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании выданного администрацией г.Вологды 19.05.2014 разрешения на строительство N ... застройщик ООО "ВологдаСтройЗаказчик" выполнило строительство и 10.02.2015 получило разрешение на ввод в эксплуатацию 12-ти этажного 943 квартирного жилого дома "адрес".
В связи с неоснащением дома при его строительстве индивидуальными приборами учета тепловой энергии директор ООО "ВологдаСтройЗаказчик" Мелочников Ю.М. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.16 КоАП РФ.
Удовлетворяя жалобу Мелочникова Ю.М., отменяя обжалуемое постановление и прекращая производство по данному делу, судья пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы судей установлено, что ООО "ВологдаСтройЗаказчик" осуществляло строительство в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом применения СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", обязательных для исполнения в соответствии с пунктом 86 Перечня национальных стандартов и сводов правил. Требование о проведении строительства в полном соответствии с проектной документаций установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 52) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой).
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р (утратил силу с 01.07.2015 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521).
Указанный документ действовал на момент выдачи разрешений на строительство (19.05.2014) и ввод в эксплуатацию жилого дома (10.02.2015).
Перечень включал СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.04.2012.
Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Из заключения государственной экспертизы N ... о 01.09.2011 Автономного учреждения Вологодской области "Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области" следует, что проектом установка поквартирных индивидуальных приборов учета тепловой энергии не предусмотрена, система отопления однотрубная вертикальная с нижней разводкой магистралей.
Таким образом, при проектировании жилого дома применены строительные нормы и правила обязательные для исполнения и предусматривающие, в том числе установку общего счетчика расхода тепловой энергии с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир.
Дав оценку указанным обстоятельствам, и учитывая, что административным органом не представлено доказательств того, что в жилом доме возможно установление индивидуальных приборов учета тепловой энергии при вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем отопления, суд обоснованно отменил постановление начальника Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области.
Данных, опровергающих этот вывод суда, в материалах дела нет, не приведены они и в жалобе.
Инспекцией как контролирующим органом в период строительства какие-либо замечания по несоответствию дома требованиям энергоэффективности и оснащенности приборами учета тепловой энергии не предъявлялось.
Более того, 19.01.2015 Инспекцией государственного строительного надзора Вологодской области выдано заключение N ... о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах выводы судьи об отсутствии в действиях (бездействии) Мелочникова Ю.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.16 КоАП РФ, являются обоснованными.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену решения, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Вологодского городского суда от 28.10.2015 оставить без изменения, жалобу начальника Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области К.Н.Н. - без удовлетворения.
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Мальцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.