Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Л. на решение судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 23.07.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью " ... " Л.А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ... заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр по Ростовской области - старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 17.04.2015 года директор общества с ограниченной ответственностью " ... " (ООО " ... ") Л.А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор Л.А.Н. обжаловал его вышестоящему должностному лицу.
Решением ... старшего государственного инспектора по Южному федеральному округу от 22.05.2015 года постановление о назначении административного наказания отставлено без изменения, жалоба Л. - без удовлетворения.
Директор ООО " ... " Л.А.Н. обжаловал вынесенное постановление старшего государственного инспектора от 17.04.2015 года в Миллеровский районный суд Ростовской области.
Решением судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 23.07.2015 года жалоба директора ООО " ... " Л.А.Н. удовлетворена. Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу ... о привлечении директора ООО " ... " Л.А.Н. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменено. Производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу по доверенности Л. просит об отмене решения суда от 23.07.2015 года и принятии по делу нового судебного акта.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами для должностных лиц влечет ответственность в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
В силу ст. 11 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Положениями ст. 14 Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ст. 15 указанного Закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Материалами дела установлено, что ... на основании приказа исполняющего обязанности начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу от ... в отношении ООО " ... " проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования охраны окружающей среды.
В ходе проверки выявлено несоблюдение ООО " ... " экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) в области обращения с отходами 1-4 класса опасности;
-не подтверждено в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, отнесение отхода к конкретному классу опасности следующих видов отходов: обтирочный материал, загрязненный маслами; масла автомобильные отработанные; мусор от бытовых помещений организаций несортированный;
- не согласован в установленном законодательством порядке паспорт на отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры картонные, загрязненные нефтепродуктами);
- отсутствует должностное лицо, ответственное за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности.
Выявленные нарушения подтверждаются: приказом исполняющего обязанности начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу от 26.02.2015 года N ... о прове6дении плановой выездной проверки ООО " ... ", актом проверки от 10.04.2015 года, протоколом об административном правонарушении от 10.04.2015 года.При таких обстоятельствах должностное лицо Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу пришло к выводу о наличии в действиях директора ООО " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и вынесло постановление о наложении административного наказания.
Принимая решение об отмене постановления должностного лица административного органа о привлечении директора ООО " ... " Л.А.Н. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что надлежащим должностным лицом, ответственным за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, является главный инженер К. Согласно должностным обязанностям на главного инженера возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований Госгортехнадзора, природоохранных, санитарных и других норм.
Однако с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного сто. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из положений ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, усматривается, что субъектом данного административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. При этом закон не связывает возможность привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с обязательным осуществлением виновным лицом специальной деятельности в области обращения с отходами.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в данной области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 8 КоАП РФ не предусмотрено иное.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя, не могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных главой 8 КоАП РФ.
Л., являясь директором ООО " ... ", в соответствии с Уставом общества и в силу ст. 53 ГК РФ, наделен правом осуществлять функции единоличного исполнительного органа данного общества, действовать в интересах и от имени юридического лица. Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ООО " ... ", дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества, то есть выполняет в ООО " ... " организационно-распорядительные функции. Непринятие им всех возможных мер, которые требовались от него как от руководителя при осуществлении руководства текущей деятельностью юридического лица, в том числе мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства, является основанием для возложения на него административной ответственности, в том числе за указанное выше правонарушение. Следовательно, Л. является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Данные о том, что главный инженер К. в силу своего должностного положения обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в деле отсутствуют и полномочия главного инженера, применительно к положениям ст. 8.2 КоАП РФ судом не оценивались.
При указанных обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи районного суда о прекращении производства по делу подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Л. удовлетворить.
Решение судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 23.07.2015 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью " ... " Л.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
СУДЬЯ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.