Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Маклашова В.И., Горбачевской Ю.В.,
при секретаре Милица Н.В.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 декабря 2015 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации К.Э.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 8 сентября 2015 года по делу по иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах К.А.П. к Брянской городской администрации об обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском в интересах К.А.П., ссылаясь на то, что К.А.П. имеет хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одном жилом помещении. При этом жилья в г. Брянске не имеет, проживает на съемной квартире, состоит на учете в Советской районной администрации г. Брянска в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 13.03.2015 г. и включен в список внеочередного предоставления жилья в связи с заболеванием. По состоянию на 01.04.2015 г. номер очередности в указанном списке - 33 А, до настоящего времени жилое помещение К.А.П. не предоставлено.
Ссылаясь на требования п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ прокурор просил суд признать бездействие Брянской городской администрации в части не предоставления жилого помещения К.А.П. незаконным; обязать Брянскую городскую администрацию предоставить К.А.П. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Брянска К.Д.А. и представитель К.А.П. по доверенности М. поддержали заявленные требования.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Брянской городской администрации.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 8 сентября 2015 года исковые требования прокурора Советского района города Брянска в интересах К.А.П. удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Брянской городской администрации в части непредоставления К.А.П. жилого помещения во внеочередном порядке. Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить К.А.П. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи один человек.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации К.Э.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления наделены лишь правом постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд, удовлетворяя исковые требования, не вправе был обязывать органы местного самоуправления исполнять государственные полномочия за счет средств бюджета города Брянска. Суд не учел, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма за счет жилищного фонда субъекта РФ. Однако ходатайство о привлечении Правительства Брянской области было отклонено.
На доводы апелляционной жалобы принесены возражения помощником прокурора Советского района г. Брянска К.Д.А. , который просит оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав возражения представителя К.А.П. по доверенности М. на доводы жалобы, заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что К.А.П. является инвалидом 2 группы по общему заболеваниию, страдает тяжелой формой хронического заболевания, внесенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (л.д. 24).
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Советской районной администраций г. Брянска от 12.05.2015 г. N **** К.А.П. принят на жилищный учет по общей очереди и списку внеочередного предоставления жилья с 6 июня 2014 года. По состоянию на 1 апреля 2015 года номер его очередности в списках внеочередного предоставления жилого помещения 33 а.
Решением жилищной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 25.06.2015 г. (протокол N ****) К.А.П. включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год.
Удовлетворяя исковые требования, суд, учитывая обстоятельства по делу, правомерно руководствовался требованиями ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального Закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите прав инвалидов в РФ" и исходил из того, что право на внеочередное предоставление жилья Законом не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди и от времени включения в список внеочередников.
Право К.А.П. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди ответчик в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и в своей апелляционной жалобе не оспаривал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан как К.А.П. не является обязательством органа местного самоуправления, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О).
В отношении категории лиц, к которой относится К.А.П., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что жилое помещение К.А.П. должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1. Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 года N 2461-п (с дальнейшими изменениями), закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске.
Согласно п. 1.6 указанного Положения, постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения соответствующей районной администрации города Брянска (для жилых помещений, принятых в собственность муниципального образования "город Брянск") или постановление Брянской городской администрации о согласовании распределения жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (для освобождающихся муниципальных жилых помещений), и распоряжение районной администрации города Брянска о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Уставом г. Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесено исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции городского Совета народных депутатов и иных органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Брянской области.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 45 Устава г. Брянска, к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится управление в установленном порядке муниципальным жилищным фондом, содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что бюджет г. Брянска на 2015 год и плановый период 2016 года принят с максимальным дефицитом - 10 % утвержденного общего годового дохода местного бюджета, по мнению судебной коллегии, не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления не может влиять на реализацию закрепленных Законом прав граждан, касающихся обеспечением жилыми помещениями вне очереди.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 8 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.