Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
при секретаре судебного заседания Мотько Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя общества с ограниченной ответственностью ООО "Мыс Южный" по доверенности Агасян А.Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
представитель ООО "Мыс Южный" по доверенности Агасян А.Б. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", и принадлежащего обществу на праве собственности, равной его рыночной стоимости в размере 7975000 руб.
В обоснование требований указано, что ООО "Мыс Южный" является собственником указанного земельного участка, имеющего вид разрешенного использования "объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты оптовой торговли".
Величина кадастровой стоимости указанного объекта составляет 37081 000 рублей.
С результатами определения кадастровой стоимости земельного участка заявитель не согласен, так как они затрагивают его права и обязанности, а именно приводят к необоснованно завышенному земельному налогу.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, созданная приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии решением от " ... " " ... " отклонила заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заявитель обратился в специализированную организацию ООО "Академия оценки бизнеса", изготовившую отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ". Также обществом получено положительное экспертное заключение в отношении указанного отчета, подготовленное некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков". Специалистами установлено, что рыночная стоимость земельного участка на дату определения кадастровой стоимости составляет 7975 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО "Мыс Южный" по доверенности Агасян А.Б. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Короткая И.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявления, указав, что снижение кадастровой стоимости негативно отразится на доходной части бюджета муниципального образования.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Сергиевская И.С. в зал судебного заседания не явилась, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие. В удовлетворении заявления просила отказать.
Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Емцева К.Э. в зал судебного заседания не явилась, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие. В отзыве указала, что управление Росреестра по Краснодарскому краю не наделено полномочиями по ведению, установлению или внесению кадастровой стоимости.
Представитель департамента имущественных отношений в зал судебного заседания не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодека РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив доводы заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью 10000 кв. м, расположенный по адресу: " ... ", относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты оптовой торговли", кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 28 марта 2012 года, кадастровая стоимость составляет 37081000 рублей. Земельный участок находится в собственности ООО "Мыс Южный".
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, заявитель ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
На основании положений Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 14 августа 2014 года.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Общество с ограниченной ответственностью "Мыс Южный" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ". Решением комиссии от 14 января 2015 года N1/47 заявление общества отклонено.
В суд обществом представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный 04 декабря 2014 года оценщиком ООО "Академия оценки бизнеса" Юрченко А.И., являющейся членом саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков". Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 14 августа 2014 года в размере 7975 000 рублей.
Саморегулируемой организацией некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков" 15 января 2015 года дано положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Допрошенная судом в качестве свидетеля оценщик ООО "Академия оценки бизнеса" Юрченко А.И. настаивала на выводах, изложенных в отчете об оценке. Пояснила, что по состоянию на дату определения кадастровой стоимости земельного участка стоимость 1 кв. м земли коммерческого назначения в " ... " составляла от 300 до 1500 руб. принятая ею цена за 1 кв. м в размере 800 руб. является средней.
С целью получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной помощи при исследовании отчета, выполненного оценщиком ООО "Академия оценки бизнеса" Юрченко А.И., судом к участию в настоящем деле в качестве специалиста был привлечен эксперт ООО "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности" Леб А.В., являющийся членом НП СРО "Деловой союз судебных экспертов".
Специалист пояснил суду, что в отчете выявлены нарушения пунктов 22 и 25 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25.09.2014 г. N 611. Эти нарушения являются методологическими и относятся к выбору объектов-аналогов и внесению корректировок при расчете рыночной стоимости.
При этом отсутствуют основания полагать, что определенная оценщиком рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0125024:611 в размере 7 975 000 рублей значительно отличается от обоснованной. С большей вероятностью данная стоимость попадает в рыночный диапазон и при устранении нарушений Федерального стандарта оценки, изменится менее чем на 20%.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона).
Аналогичное понятие содержится в пункте 6 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255.
Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 утвержден Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", положения которого являются обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчёта стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (пункт 6 ФСО N 1).
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Согласно пункту 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Достаточной считается информация, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки; информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
По мнению суда, информация, использованная оценщиком при проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, удовлетворяет указанным выше требованиям. При этом суд принимает во внимание мнение специалиста, о том, что определенная оценщиком рыночная стоимость земельного участка попадает в рыночный диапазон.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определенная в отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", в размере 7975 000 рублей является достоверной.
В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах заявление ООО "Мыс южный" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Представителем ООО "Мыс Южный" заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю было подано 17 декабря 2014 года.
Руководствуясь статьями 26, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление представителя общества с ограниченной ответственностью "Мыс Южный" по доверенности Агасян А.Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости равной 7975 000 (семь миллионов девятьсот семьдесят пять тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " считать 17 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 14 сентября 2015 года.
Судья Краснодарского краевого суда В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.