Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
при секретаре судебного заседания Мотько Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стаценко Владимира Петровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Стаценко В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 1 042 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", принадлежащего заявителю на праве общей долевой собственности, равной его рыночной стоимости в размере 6719000 рублей.
В обоснование требований указано, что Стаценко В.П. и Приступа Е.М. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок, в отношении которого заявлены исковые требования, по 1/2 доли каждый. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 26861 342 рубля 88 копеек.
Истец обратился в специализированную организацию ООО "Академия оценки бизнеса", изготовившую отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка. Также истцом получено положительное экспертное заключение в отношении указанного отчета, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков". Специалистами установлена рыночная стоимость земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости в размере 6719000 рублей.
Завышенная кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью нарушает права истца, поскольку земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, созданная приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии решением от 19 июня 2015 года N 23/10 отклонила заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель Стаценко В.П. и Приступа Е.М. по доверенности Агасян А.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации МО г.Новороссийск в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Емцева К.Э. представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Емцева К.Э. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что полномочиями по ведению кадастрового учета наделен филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю. Возражения относительно существа исковых требований представитель не высказала.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Куприева Н.В. представила отзыв на исковое заявление, в котором полагалась на усмотрение суда при разрешении требований иска.
Выслушав представителя административного истца, проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью 1 042 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под существующим административным зданием", кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 09 декабря 2002 года, кадастровая стоимость составляет 26861 342 рубля 88 копеек. Земельный участок находится в общей долевой собственности Стаценко В.П. и Приступа Е.М., что удостоверено государственными свидетельствами " ... " от 22 января 2014 года и " ... " от 17 июля 2006 года, соответственно.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст.389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
В соответствии с требованиями 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 01 января 2011 года.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный 16 апреля 2015 года оценщиком ООО "Академия оценки бизнеса" Юрченко А.И., являющейся членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков". Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01 января 2011 года в размере 6719 000 рублей.
Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" 29 апреля 2015 года дано положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
На момент выполнения отчета о рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения в отношении этого отчета, действовали Федеральные стандарты оценки (ФСО), утвержденные Приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (ФСО N 1), N 255 (ФСО N 2), N 254 (ФСО N3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона).
Аналогичное понятие содержались в пункте 6 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)".
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчёта стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (пункт 6 ФСО N 1).
В соответствии с пунктом 4 ФСО N 3 при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Согласно пункту 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Достаточной считается информация, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки; информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
По мнению суда, информация, использованная оценщиком при проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, удовлетворяет указанным выше требованиям, действовавшим на день ее проведения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в отчёте об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:47:0305029:2 является достоверной.
В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не опровергнуты.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Стаценко В.П. обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю 27 мая 2015 года. Решением комиссии от 19 июня 2015 года N 23/10 заявление было отклонено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Стаценко В.П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 1 042 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости равной 6719000 (шесть миллионов семьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " считать 27 мая 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 19 октября 2015 года.
Судья Краснодарского краевого суда В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.