Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
при секретаре судебного заседания Мотько Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя общества с ограниченной ответственностью "Ильский НПЗ" по доверенности Коноплевой О.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
представитель общества с ограниченной ответственностью "Ильский НПЗ" по доверенности Коноплева О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадь 897802 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 13 января 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 4022000 рублей, земельного участка площадью 30066 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 13 января 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 135 000 рублей, земельного участка площадью 397902 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 13 января 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 1783000 рублей, земельного участка площадью 498895 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 2 245 000 рублей, земельного участка площадью 146330 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 658000 рублей, земельного участка площадью 105786 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 476000 рублей, земельного участка площадью 60507 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 272000 рублей, земельного участка площадью 143337 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 645000 рублей, земельного участка площадью 948700 кв. м с кадастровым номером 23:26:0501000:2928 по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 4 269 000 рублей, земельного участка площадью 18948 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 85000 рублей, земельного участка площадью 20 202 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 91 000 рублей, земельного участка площадью 6081 кв. м с кадастровым номером " ... " по состоянию на 27 марта 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 27000 рублей. Местом расположения указанных участков является Северский район Краснодарского края.
Так же административный истец просит обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в качестве кадастровой стоимости указанных земельных участков.
При этом истцом заявлено требование о восстановлении срока обращения в суд с исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В обоснование требований указано, что ООО "Ильский НПЗ" является собственником земельных участков, в отношении которых заявлены исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью нарушают права общества.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, созданная приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии решениями от 09 июля 2015 года NN 26/1-26/12 отклонила заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заявитель обратился в специализированную организацию ООО "Юг-Регион-Оценка", изготовившую отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков. Также обществом получено положительное экспертное заключение в отношении указанного отчета, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков". Специалистами установлена рыночная стоимость земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель ООО "Ильский НПЗ" по доверенности Коновлева О.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске. В обоснование нарушенного права истца пояснила, что общество является промышленным предприятием, при обращении в администрацию Краснодарского края с требованием о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности был получен отказ, мотивированный тем, что кадастровая стоимость участков установлена не в соответствии с действующими требованиями закона.
Представитель управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Новичков А.С. в судебном заседании полагалась на усмотрение суда при разрешении исковых требований.
Представитель администрации Краснодарского края по доверенности Рева В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений пояснил, что кадастровая оценка земельных участков проведена в соответствии с требованиями закона, утверждена постановлением губернатора Краснодарского края, нарушения при проведении оценки допущены не были. Кроме того, уменьшение кадастровой стоимости повлечет снижение налогов, поступающих в соответствующий бюджет.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в зал судебного заседания не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. Ранее представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Сергиевская И.С. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в части требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости полагается на усмотрение суда. А в части требований о возложении обязанности на орган кадастрового учета внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости просит отказать, поскольку в случае установления судом кадастровой стоимости объектов равной рыночной, ФГБУ "ФКП Росреестра" внесет изменения в кадастр на основании прямого указания закона и дополнительное возложение обязанности судом не требуется.
Председатель комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю Мамонтов А.В. представил отзывы на исковые требования ООО "Ильский НПЗ", в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель администрации муниципального образования Северский район в зал судебного заседания не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в 2015 году, на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик данных объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, таким образом, истцом не пропущен срок обращения в суд. В связи с чем, необходимость в восстановлении процессуального срока отсутствует.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки расположены в Северском районе Краснодарского края, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", кадастровые номера внесены в государственный кадастр недвижимости в январе и марте 2015 года. Земельные участки находится в собственности ООО "Ильский НПЗ", что подтверждено представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость нарушает права и экономические интересы общества.
На основании ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кроме того, согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 статьи 389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 статьи 390).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датами, по состоянию на которые установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами " ... " является 13 января 2015 года, а земельных участков с кадастровыми номерами " ... " является 27 марта 2015 года.
Кадастровая стоимость данных земельных участков составляет:
" ... " - 4935 935 рублей 84 коп.,
" ... "- 165 296 рублей 85 коп.,
" ... "- 2187 585 рублей 62 коп.,
" ... " - 2742 824 рублей 93 коп.,
" ... " - 804493 рублей 07 коп.,
" ... " - 581 590 рублей 27 коп.,
" ... " - 332655 рублей 38 коп.,
" ... " - 788 038 рублей 16 коп.,
" ... " - 5215762 рублей 86 коп.,
" ... " - 104 172 рублей 31 коп.,
" ... " - 111 066 рублей 56 коп.,
" ... " - 33 432 рублей 12 коп.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Общество с ограниченной ответственностью "Ильский НПЗ" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решениями комиссии от 09 июля 2015 года NN 26/1-26/12 заявления общества отклонены. Таким образом, суд полагает, что обществом соблюдены требования по досудебному порядку урегулирования спора.
В суд обществом представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемых земельных участков, выполненный 02 июня 2015 года оценщиком ООО "Юг-Регион-Оценка" Гранкиной К.В., являющейся членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков". Оценщиком рыночная стоимость земельных участков установлена по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости.
Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" 03 июня 2015 года дано положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
На момент выполнения отчета о рыночной стоимости земельных участков и экспертного заключения в отношении этого отчета, действовали Федеральные стандарты оценки (ФСО), утвержденные Приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (ФСО N 1), N 255 (ФСО N 2), N 254 (ФСО N3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона).
Аналогичное понятие содержались в пункте 6 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)".
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчёта стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (пункт 6 ФСО N 1).
В соответствии с пунктом 4 ФСО N 3 при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Согласно пункту 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Достаточной считается информация, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки; информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
По мнению суда, информация, использованная оценщиком при проведении оценки рыночной стоимости земельных участков, удовлетворяет указанным выше требованиям, действовавшим на день ее проведения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в отчёте об оценке рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами " ... " является достоверной.
В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не опровергнуты.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Орган кадастрового учета не отказывал истцу во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков. Действия (бездействие) либо решение данного органа административным истцом не обжалуются. Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, на основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Представителем ООО "Ильский НПЗ" заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю были поданы 15 июня 2015 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований представителя ООО "Ильский НПЗ".
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление представителя общества с ограниченной ответственностью "Ильский НПЗ" по доверенности Коноплевой О.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадь 897802 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 4022000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 30066 кв. м, кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 135 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 397902 кв. м, кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 1783000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 498895 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 2 245 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 146330 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 658000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 105786 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 476000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 60507 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 272000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 143337 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 645000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 948700 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 4 269 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 18948 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 85000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 20 202 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 91 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 6081 кв. м с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Северский район, в размере его рыночной стоимости равной 27000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами " ... " считать 15 июня 2015 года.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 05 октября 2015 года.
Судья Краснодарского краевого суда В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.