Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Мантул Н.М., Бекетовой В.В.,
при секретаре Кононковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магомадова Р.М. к Федеральному агентству научных организаций об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Заслушав доклад судьи Блинникова Л.А., суд
УСТАНОВИЛ:
Магомадов Р.М. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 18 мая 2015 года исковое заявление удовлетворено.
ТУФА по УГИ в КК обязано устранить препятствия в пользовании Магомадовым Р.М. земельным участком с кадастровым номером " ... " расположенным по адресу: " ... " освободив часть земельного участка площадью 46 кв. м, путем сноса бетонных столбов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером " ... ", и переноса металлического ограждения по границам земельного участка с кадастровым номером " ... ".
ФГБУ ИПТС РАН обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение суда.
Апелляционным определением суда апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2015 года решение Адлерского районного суда г. Сочи от 18 мая 2015 года отменено, суд перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Апелляционным определением суда апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 октября 2015 года произведена замена ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на Федеральное агентство научных организаций, в качестве соответчика к делу привлечено ФГБУ "Институт природно-технических систем".
Обсудив доводы искового заявления, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, выслушав представителя Магомадова Р.М. - Попова З.В., просившего об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды N " ... " от 16.05.2007 г. и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 10.09.2013 г. истец является арендатором земельного участка площадью 942 кв. м. с кадастровым номером " ... " сроком до 01.06.2016 г., расположенного по адресу: г " ... ".
ФГБУ ИПТС РАН является пользователем смежного земельного участка площадью 1492 кв. м с кадастровым номером " ... " расположенного по адресу: " ... " Собственником земельного участка является Российская Федерация.
Заявляя настоящий иск, истец указал, что при выносе границ земельного участка с кадастровым номером " ... " в натуре выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составила 918 кв. м, в то время как по документам и сведениям ГКН площадь должна составляет 942 кв. м, считая, что фактические границы смежного земельного участка с кадастровым номером " ... " пересекают кадастровые границы принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером " ... " и данное обстоятельство препятствует ему в пользовании земельным участком.
Судом установлено, что земельный участок площадью 1492 кв. м с кадастровым номером " ... " был предоставлен Государственному южному научно-исследовательскому полигону РАН (ГНИП РАН) в постоянное (бессрочное) пользование Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 03 апреля 2008 г. N 10-зп.
Постановлением Президиума Российской академии наук от 21 февраля 2012 г. N 30 Государственный южный научно-исследовательский полигон РАН был преобразован в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт природно-технических систем Российской академии наук, каковым и является на сегодняшний день.
Собственником земельного участка площадью 1492 кв. м с кадастровым номером " ... " является Российская Федерация.
19 ноября 2008 г. ГНИП РАН зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1492 кв. м с кадастровым номером " ... ".
29 октября 2012 г. в связи с преобразованием ГНИП РАН в ИПТС РАН осуществлено переоформление вещного права на ИПТС РАН.
Площадь земельного участка с кадастровым номером " ... " с описанием поворотных точек границ земельного участка подтверждается Кадастровой выпиской о земельном участке N " ... " от 28 августа 2014 г.
Истец требует освободить часть принадлежащего ИПТС РАН земельного участка площадью 46 кв. м путем сноса бетонных столбов и переноса металлического ограждения по границам земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Судом на основании представленных доказательств установлено, что ограждение земельного участка было установлено с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию с 01.01.2003 г., а с 01.06.2009 г. ограждение принято на балансовый учет. Изменения в координаты расположения ограждения ИПТС РАН не вносились.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что перенос ограждения приведет к уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 1492 кв. м, что является не допустимым при наличии действующего и никем не оспоренного свидетельства о праве на указанный земельный участок.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявленные требования по существу имеют своим предметом разрешение в исковом порядке спора о границах и местоположении земельного участка, возникшего ввиду наложения земельных участков.
В исковом заявлении содержится требование об установлении границ определенным образом.
Таким образом, заявленный в рамках настоящего дела иск по своему характеру направлен на разрешение земельного спора о границах спорных земельных участках и является иском об установлении границ земельного участка.
Таким образом, в случае удовлетворения заявленных требований, судом будет фактически разрешен спор о праве на часть земельного участка, а не требование об устранении препятствий в пользовании.
Кроме того, истец утверждает, что в подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора он обращался к руководителю ИПТС РАН с просьбой освободить часть принадлежащего ему земельного участка и перенести ограждение и получил отказ. Однако каких-либо доказательств в подтверждение данного довода в материалы дела не представлено.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Конституцией Российской Федерации (подпункт "г" части 1 статьи 114) и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (статья 14) установлено, что управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (статья 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
В этой связи полномочия собственника земельных участков, находящихся в федеральной собственности может представлять только тот федеральный орган исполнительной власти, которому такие права предоставлены Правительством Российской Федерации.
Таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с учётом его полномочий, установленных в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432.
В соответствии с пунктом 1 данного Положения, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные органы исполнительной власти). Наряду с осуществлением полномочий собственника федерального имущества данным Положением отдельно предусмотрены полномочия собственника Росимущества именно в отношении федеральных земель (пункты 5.8, 5.35.1, 5.35.2, 5.38).
Определённые исключения из полномочий Росимущества установлены Положением о Федеральном агентстве научных организаций, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N959, согласно которому на ФАНО России возложены функции по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству (пункт 1), в том числе функции и полномочия учредителя подведомственных организаций и собственника закреплённого за ними федерального имущества, которые Агентство осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.3). При этом названным Положением ФАНО России не предоставлено права самостоятельного (единоличного) распоряжения имуществом подведомственных организаций (пункт 5.3.6).
Вместе с тем, нормы о земельных участках (как об особом виде недвижимого имущества) в данном Положении отсутствуют вообще. Следовательно, ФАНО России вправе осуществлять отдельные полномочия собственника лишь в отношении имущества подведомственных организаций, не являющегося землёй.
Таким образом, ФАНО России не обладает полномочиями по распоряжению федеральными земельными участками, предоставленными подведомственным организациям, поскольку в силу установленных Правительством Российской Федерации пределов, полномочия собственника в отношении таких земель от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ФАНО России является ненадлежащим ответчиком в настоящем споре, полномочия Агентства на земельные участки, предоставленные подведомственным организациям, не распространяются, поскольку в силу действующего законодательства полномочия собственника в отношении таких земель от имени Российской Федерации осуществляет именно Росимущество, независимо от того, в чьем ведении находится организация-правообладатель земель, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении искового заявления Магомадова Риза Мовлаевича к Федеральному агентству научных организаций и ФГБУ "Институт природно-технических систем" об устранении препятствий в пользовании земельным участком, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.