Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Малахай Г.А., Бекетовой В.В.,
при секретаре Кононковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Сочи на решение Хостинского районного суда г. Сочи от 27 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Блинникова Л.А., суд
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сочи обратилась в суд с иском к Акопяну А.Г. о сносе самовольного строения.
Акопян А.Г. обратился в суд со встречным исковым заявлением к администрации г. Сочи о сохранении помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 27 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований администрации г. Сочи к Акопяну А.Г. о сносе самовольного строения отказано.
Встречное исковое заявление Акопяна А.Г. к администрации г. Сочи о сохранении помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии удовлетворено. Сохранен жилой дом литер "А", расположенный по адресу: " ... " в перепланированном (переустроенном) состоянии, общей площадью - 2210,3 кв. м, в том числе жилой площадью - 1934,9 кв. м, подсобной площадью - 275,4 кв. м, этажность - 5. За Акопяном А.Г. признано право собственности на указанный жилой дом. Признано утратившим силу (аннулировано) выданное управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, свидетельство о государственной регистрации права собственности " ... " от 10.04.2015 года на жилой дом, общей площадью - 1312,5 кв. м, этажность - 3, расположенный по адресу: " ... " Судом указано, что данный судебный акт является основанием для департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, МУП "Муниципальный институт генплана" г. Сочи для присвоения почтового адреса указанному жилому дому, а также основанием для последующего реального раздела жилого дома в соответствии с соглашением собственника о реальном разделе жилого дома на помещения. Данный судебный акт является основанием для подготовки технических планов на вышеуказанные помещения кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат деклараций, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.12.2010 года N 628, для подготовки на основании заполненных деклараций (как основного документа, без использования разрешения на ввод в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости) технических планов, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости от 24.07.2007 года N 221-ФЗ, для постановки вышеуказанных помещений и здания, на кадастровый учет на основании технических планов, выполненных на основании деклараций, филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю и для последующей регистрации права собственности на вышеуказанные объекты в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В апелляционной жалобе администрация г. Сочи просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, указывая, что оснований для отказа в иске и удовлетворения встречного иска у суда не имелось, судом не учтено, что спорное строение имеет все признаки самовольной постройки и подлежит сносу.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, выслушав представителя администрации г. Сочи - Перекрестова П.А., просившего об отмене решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности сохранения спорного объекта недвижимости и указал, что он расположен в пределах правомерных границ земельного участка, техническое состояние перепланированных (переустроенных) помещений жилого дома, литер "А", соответствует общим требованиям безопасности зданий и сооружений, требований санитарных и противопожарных норм и правил, не создает угрозы жизни и здоровью как собственника земельного участка, так и третьих лиц, не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц и смежных землепользователей, не создает препятствий в пользовании третьими лицами и смежным землепользователям принадлежащим им недвижимым имуществом.
Однако судом при разрешении настоящего спора не учтено, что при строительстве спорного объекта недвижимости допущены существенные нарушения градостроительных норм и норм земельного законодательства, в частности допущены расхождения параметров строящегося объекта предельным параметрам, установленным для территориальной зоны Ж-2 действующими на территории г. Сочи Правилам Землепользования и застройки, а также спорное строение возведено в отсутствие разрешительной документации.
Так, из материалов дела следует, что на данном земельном участке допустимое количество этажей не более трех, на указанном объекте превышение на два этажа. Максимальная высота здания до конька не более 15 метров, на указанном объекте превышение на 1,5 метра. Площадь застройки не более 446 кв. м, площадь застройки данного объекта 593 кв. м. Максимальный коэффициент застройки не более 50%, у данного объекта превышение коэффициента на 5 %.
В соответствии с изменениями принятыми Федеральным законом о внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 13.07.2015 года, вступившими в силу 01.09.2015 года, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Сочи N 2510 от 27.08.2015 года "О мерах по реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Управление муниципального земельного контроля администрации г. Сочи определено уполномоченным органом администрации г. Сочи по принятию решений администрации г. Сочи о сносе самовольной постройки.
В связи с этими полномочиями Управление муниципального земельного контроля принято решение о сносе объекта капитального строительства, расположенного по " ... " на земельном участке площадью 893 кв. м, с кадастровым номером " ... " в соответствии с заключением Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края от 21.08.2015 года о несоответствии объекта капитального строительства действующим на территории г. Сочи Правилам Землепользования и Застройки.
Согласно данному заключению Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройстве администрации г. Сочи проведен осмотр спорного объекта капитального строительства, расположенного по " ... ". Характеристики земельного участка: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
В результате осмотра установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка расположен капитальный объект недвижимости с габаритными размерами - 19,5 х 31 м, количеством этажей - 5. Кровельные и фасадные работы на указанном объекте завершены.
Как следует из материалов дела, разрешение на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на указанном земельном участке администрацией г. Сочи не выдавалось.
Вышеуказанный объект капитального строительства расположенный в границах территориальной зоны "Ж-2" - зона малоэтажной жилой застройки до 15 метров.
Кроме того, данный земельный участок попадает в границы территорий XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, на которых расположены участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2015 года N 243/пр в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 N 38.
На основании выполненных полевых работ специалистами геодезической службы МУП "МИГ" г. Сочи подготовлена исполнительная топосъемка данной территории с указанием места размещения объекта капитального строительства. На основании данной документации выявлены указанные выше расхождения параметров строящегося объекта предельным параметрам, установленным для территориальной зоны Ж-2 действующими на территории города Сочи Правилам Землепользования и застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными пунктом 1 решения Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 (в редакции решения Городского Собрания Сочи от 12.12.2011 N 210) земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен в территориальной зоне "Ж-2" - зона гостиничного фонда, с установленными предельными параметрами разрешенного строительства:
-минимальная длина стороны по уличному фронту - 8 метров;
-минимальная ширина/глубина - 20 метров;
-максимальный коэффициент застройки - 50 процентов;
-минимальный коэффициент озеленения - 30 процентов;
-максимальная высота здания до конька крыши - 12 метров;
-максимальная высота оград - 1,5 метра;
-минимальный отступ от границ земельного участка - 3 метра.
Вместе с тем, в нарушение указанных параметров, ответчиком возведен многоэтажный многоквартирный дом, что противоречит всем вышеуказанным нормам действующего градостроительного и земельного законодательства.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для признания спорной постройки самовольной и ее сноса является необоснованным, противоречит материалам дела и собранным по делу доказательствам, а, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в удовлетворении иска администрации г. Сочи и удовлетворении встречного искового заявления Акопяна А.Г.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что решение суда подлежит отмене, а обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении иска администрации г. Сочи и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Акопяна А.Г.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу администрации г. Сочи удовлетворить.
Решение Хостинского районного суда г. Сочи от 27 мая 2015 года отменить.
Исковое заявление администрации г. Сочи к Акопяну Армену Гариевичу о сносе самовольного строения удовлетворить.
Обязать Акопяна Армена Гариевича осуществить за свой счет снос самовольно возведенного пятиэтажного капитального объекта недвижимости, расположенного " ... " на земельном участке площадью 893 кв. м, с кадастровым номером " ... " и привести земельный участок в первоначальное состояние.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права серии " ... " от 10.04.2015 года на жилой дом, назначение: жилое, общей площадью 1312,5 кв. м, этажностью: 3, расположенное по адресу: " ... ", выданное в отношении Акопяна Армена Гариевича.
Обязать Адлерский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Сочи Краснодарского края аннулировать в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации N " ... " о праве собственности Акопяна Армена Гариевича на жилой дом, назначение: жилое, общей площадью 1312,5 кв. м, этажностью: 3, расположенный по адресу: " ... "
В удовлетворении встречного искового заявления Акопяна Армена Гариевича к администрации г. Сочи о сохранении жилого дома, литер "А", расположенного по адресу: г " ... ", в перепланированном (переустроенном) состоянии, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.