судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пегушина В.Г.
судей Диянова С.П. и Диденко И.А.
при секретаре Лесных Е.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Краснодара (далее - АМО Краснодар), муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования город Краснодар "Детский сад "Сказка" (далее - МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка") о признании бездействий незаконными
по апелляционной жалобе представителя Каплун Ж.П., действующей по доверенности АМО Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 мая 2015 г.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., заключение прокурора Стукова Д.Г., полагавшего обжалуемое решение суда не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АМО Краснодар, МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" о признании незаконным бездействия МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", выразившегося в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски на территории структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", признании незаконным бездействия МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", выразившегося в непринятии незамедлительных мер по обеспечению безопасности воспитанников структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" с момента выявления " ... ". аварийного состояния помещения.
Первоначально просил обязать МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" принять меры к созданию технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение, путем оборудования пандусов, обязать АМО Краснодар принять меры по разработке и внесению на рассмотрение в Городскую Думу г. Краснодара вопроса о включении в расходную часть местного бюджета (бюджета МО г. Краснодар) мероприятий по финансированию ремонта аварийного здания структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", на проведение мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтового основания здания литер "Ц1" структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка".
В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой округа проведена проверка по обращению Маркиной О.Ю. о нарушении прав на образование ее ребенка-инвалида, в ходе которой установлено: в учреждении МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" имеется наружная лестница, однако пандус, съезд и (или) иное специальное приспособление для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание, отсутствует.
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", выразившееся в непринятии незамедлительных мер по обеспечению безопасности воспитанников структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" с момента выявления " ... " аварийного состояния помещения и обязать АМО Краснодар принять меры по разработке и внесению на рассмотрение в Городскую Думу г. Краснодара вопроса о включении в расходную часть местного бюджета (бюджета МО г. Краснодар) мероприятий по финансированию ремонта аварийного здания структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", на проведение мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтового основания здания литер "Ц1" структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка". Производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", выразившегося в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски на территории структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" и требований об обязании МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" принять меры к созданию технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение, путем оборудования пандусов, просил прекратить в связи с отказом от иска в этой части.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 мая 2015 г. заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Каплун Ж.П., действующая по доверенности АМО Краснодар, просит данное решение отменить в части возложения на администрацию обязанности по совершению вышеуказанных действий, вынести новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Как указано в жалобе, судом не принято во внимание письмо департамента финансов АМО Краснодар от " ... " г., согласно которому в местном бюджете на 2015 г., и плановый период 2016 г. и 2017 г. утверждено " ... " тыс. рублей на проведение капитально ремонта МАДОУ "Детский сад "Сказка". Кроме того в указанном письме сообщено, что до настоящего времени письма о необходимости выделения дополнительных средств для МАДОУ "Десткий сад "Сказка" не поступали. В решении суда также отсутствует указание на срок исполнения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции в своем заключении прокурор Стуков Д.Г. нашел доводы апелляционной жалобы необоснованными. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 мая 2015 г. законным и обоснованным. Полагал обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в Краснодарский краевой суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили, доказательств уважительности причин неявки не представили, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом - определением о назначении времени и месте слушания дела, отправленным посредством почты, что подтверждается реестром простых писем, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего дела в пределах этих доводов, заслушав заключение прокурора, участвующего в дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 мая 2015 г. в связи со следующим.
Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела нарушения такого характера не были допущены судом первой инстанции.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что своим бездействием МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" нарушает права и законные интересы воспитанников данного структурного подразделения.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам настоящего гражданского дела.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена проверка по обращению " Ф.И.О. "11 о нарушении прав на образование ее ребенка-инвалида.
В ходе проверки установлено, что " Ф.И.О. "12 является матерью ребенка-инвалида - " Ф.И.О. "13 " ... " рождения, которой поставлен диагноз: "детский церебральный паралич, частичная атрофия зрительных нервов", самостоятельно не передвигается. С января 2014 г. ребенок посещает МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" (структурное подразделение N 150), группа "Особый ребенок". В заявлении " Ф.И.О. "14 указывает на то, что в связи с переводом детей в другое здание, создаются определенные трудности в передвижении и доступности образовательных услуг.
Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека, статьей 43 Конституции Российской Федерации определено, что каждый человек имеет право на образование. При этом образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями).
В данной Концепции отмечено, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получения образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно требований части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в РФ", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно действующему законодательству о социальной защите инвалидов в РФ все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специальной оборудованными местами для детей нарушением опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. При этом образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами.
Согласно статье 4 Закона Краснодарского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае", объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что обследование доступности для детей-инвалидов МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" показало: в учреждении имеется наружная лестница, однако пандус, съезд и (или) иное специальное приспособление для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание, отсутствует. С момента выявления " ... " аварийного состояния помещения МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка" работы по ремонту помещения не осуществлялись. Дети перераспределены по групповым ячейкам только " ... "., хотя угроза жизни и здоровья воспитанников сохранялась с " ... "., что подтверждено письмами в адрес директора департамента образования АМО Краснодар от " ... ". N " ... ", в адрес директора МКУ "Центр по обеспечению деятельности учреждений департамента образования АМО Краснодар" от " ... ". N " ... ", актом осмотра проектно-изыскательной организацией "РостПроект" от " ... "
Согласно техническому отчету N " ... ", выполненному ООО ПИО "РостПроект", здание лит. "Ц1", в котором располагается группа "особый ребенок" структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", признано ограничено работоспособным, здание лит. "Ц1" признано аварийным.
Однако, согласно информации департамента образования АМО Краснодар, расходы на проведение ремонтных работ аварийного здания в бюджете на 2015 г. не учтены. Работы по ремонту здания до настоящего времени не осуществляются, мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтового основания здания лит. "Ц1" не осуществляется.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод ответчика о том, что резолютивная часть решения не содержит указания на срок его выполнения судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку резолютивная часть решения указывает только на обязанность администрации муниципального образования город Краснодар принять меры по разработке и внесению вопроса в Городскую Думу г. Краснодара о включении в расходную част бюджета мероприятий по финансированию ремонта аварийного здания структурного подразделения N 150 МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка".
Кроме того, согласно части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Отсутствие, по мнению ответчика, в решении суда указания на срок выполнения действия также не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда.
В случае неясности решения суда, ответчик имеет право обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда либо с заявлением об изменении способа и порядка его исполнения
Ссылка не непринятие судом первой инстанции во внимание письма департамента финансов АМО Краснодар от " ... " является необоснованной, поскольку судом первой инстанции были исследованы все доказательства в совокупности и им дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно вынес решение об удовлетворении требований прокурора Центрального административного округа г. Краснодара.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Согласно части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 мая 2015 г. не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Каплун Ж.П., действующей по доверенности АМО Краснодар, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.