судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего судьи Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Якубовская Е.В.
при секретаре Хомиченко С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску Безреброго А.Н. к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - АМО Краснодар), Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о переносе даты состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника боевых действий в Чеченской республике, на более раннюю
по апелляционной жалобе представителя Савельевой А.Ю., действующей по доверенности АМО Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015г.
с возражениями на апелляционную жалобу Безреброго А.Н.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Диянова С.П., заслушав объяснения представителя Безреброго А.Н. по доверенности - Безреброй Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
установила:
Безребрый А.Н. обратился в суд с названным выше исковым заявлением, в котором просил признать действия и ответы АМО Краснодар от " ... " N " ... " и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от " ... " N " ... " не законными; изменить дату постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участников боевых действий на более раннюю чем 11 июня 1997 г., с учетом момента возникновения его права на улучшение жилищных условий как участника боевых действий - с 26 июня 1996 г.; предоставить ему предусмотренную законом социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность или его строительство.
В обоснование заявленных требований указал, что он является участником боевых действий на территории Чеченской Республики с 21 декабря 1995 г. по 26 июня 1996 г. В соответствии с постановлением АМО Краснодар N " ... " от " ... " он включен в список ветеранов боевых действий с датой учета 1 января 2004 г. При этом на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании г. Краснодар он состоит всей семьей с 21 июля 1988 г. по списку граждан категорий муниципальной подведомственности. Он обратился с заявлением на имя главы муниципального образования г. Краснодар о внесении его в отдельный список, однако на учет его поставили с 1 января 2004 г. - с даты вступления в законную силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который определил, в том числе, возможность получения для участников боевых действий субсидии для приобретения жилья. Считает, что вступление закона в силу с 1 января 2004 г. не означает, что все участники боевых действий в очереди должны стоять с этой даты. Он обратился в АМО Краснодар и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края с вопросом переноса указанной даты на 26 июня 1996 г., однако получил отказ.
Безребрый А.Н. полагает, что оспариваемые действия и отказы являются незаконными и необоснованными, нарушают его права и законные интересы.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 г. заявленные требования Безреброго А.Н. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представителя Савельевой А.Ю., действующей по доверенности АМО Краснодар, ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления, как незаконного и необоснованного, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Безребрый А.Н. просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Безреброго А.Н. по доверенности - Безребрая Н.В. доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 г., законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались судом первой инстанции, о причинах не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав представителя Безреброго А.Н. по доверенности - Безреброй Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит обжалуемое судебное постановление не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1, частями 2-3 статьи 330, статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права судом допущены не были.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что Безребрый А.Н. - участник боевых действий на территории Чеченской республики, имеющий право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах", в связи с чем, оспариваемые отказы АМО Краснодар и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края нарушают права и законные интересы заявителя.
С такими выводами суда можно согласиться.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Как установлено и следует из материалов дела, Безребрый А.Н. является участником боевых действий на территории Чеченской Республики с 21 декабря 1995 г. по 26 июня 1996 г., о чем свидетельствует копия справки Военного комиссариата Западного округа г. Краснодара от " ... ". N " ... " и копии удостоверений ветерана боевых действий серия " ... " от " ... " г., серия " ... " от " ... " серия " ... " от " ... "., серия " ... " от " ... " г. (л.д. " ... ").
Постановлением АМО Краснодар N " ... " от " ... ". он включен в список ветеранов боевых действий с датой учета 1 января 2004 г. (л.д. " ... ").
При этом на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании г. Краснодар он состоит всей семьей с 21 июля 1988 г. по списку граждан категорий муниципальной подведомственности.
Обратившись в АМО Краснодар и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края с вопросом переноса даты включения в список ветеранов боевых действий с 1 января 2004 г. на 26 июня 1996 г., получил отказ со ссылкой на отсутствие оснований для переноса даты учета по списку ветеранов боевых действий на более раннюю (л.д. " ... ").
Данные отказы нельзя признать правомерными.
На основании перечня государств, городов, территорий и периодов введения боевых действий с участием граждан Российской Федерации из приложения к федеральному закону "О ветеранах", и раздела III Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О ветеранах", следует, что на лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. и выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г., распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
При этом в соответствии с действующим законодательством должны быть соблюдены два условия для нахождения в очереди участников боевых действий: обратившийся должен быть участником боевых действий; должен быть вставшим на учет нуждающихся в жилье до 01.01.2005 г.
Как следует из материалов дела, оба этих условия заявителем были соблюдены.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам, полагает верным вывод суда первой инстанции, что вступление в законную силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" 1 января 2004 г. не ставит в прямую связь постановку участников боевых действий в очередь с этой даты и следует считать, 1 января 2004 г. - датой, с которой началась реализация права лиц указанной категории на получение субсидий.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О ветеранах", заявитель имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета субсидией на приобретение жилья, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
В силу положений части 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, судом первой инстанции правильно сделан вывод, что дата постановки на учет в списке участников боевых действий Безреброго А.Н. с 11 июня 1997 г., то есть с даты ходатайства из военкомата от " ... " N " ... " о помощи в разрешении квартирного вопроса, находящегося в материалах учетного дела Безреброй Н.Б. в квартирно-правовой службе Западного округа г.Краснодара, соответствует дате возникновения его права на улучшение жилищных условий, как участника боевых действий, с момента окончания участия в них - с 26 июня 1996 г.
Исходя из названных выше положений закона в их системном толковании, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, правильно установив, что своими отказами АМО Краснодар и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края нарушают права и законные интересы Безреброго Н.Б.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда - мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылка в апелляционной жалобе не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Савельевой А.Ю., действующей по доверенности АМО Краснодар, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.