Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Баюры Л.Н., Вилер А.А.,
при секретаре Ширдармаевой Э.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Шарипова А.М. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" о взыскании компенсации расходов по оплате за электроснабжение и отопление
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав объяснение прокурора прокуратуры Магаданской области Розенбернг Н.Л., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Шарипова А.М. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница", Учреждение) о взыскании компенсации расходов по оплате за электроснабжение и отопление.
В обоснование указал, что Шарипов работает в должности " ... " МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница" и проживает в "адрес", в связи с чем относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В нарушение требований статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта "б" части 1, части 1.2 статьи 1, статей 2, 3 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 582-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области", пунктов 2-4 постановления администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па, постановления администрации Магаданской области от 09 декабря 2010 года N 699-па ответчик в период с 01 января 2013 года по 30 июня 2015 года не в полной мере производил Шарипову А.М. компенсацию понесенных им затрат на оплату коммунальных услуг отопления и электроснабжения.
Согласно расчетным листкам УМП "Эвенская электротеплосеть" и УМП "Коммунальная энергетика" истцу за указанный период начислена оплата за отопление в размере " ... " рубля " ... " копейки и за электроэнергию (освещение) в размере " ... " рублей " ... " копеек, а всего на сумму " ... " рубля " ... " копейка. При этом ответчиком компенсация за данные услуги в указанном периоде произведена в размере " ... " рублей, размер невыплаченной компенсации составил " ... " рубля " ... " копейку.
Определением судьи Северо-Эвенского районного суда от 11 сентября 2015 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Решением Северо-Эвенского районного суда от 21 сентября 2015 года с МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница" в пользу Шарипова А.М. взыскана компенсация за оплату отопления и электроснабжения за период с 01 января 2013 года по 30 июня 2015 года в размере " ... " рублей " ... " копейки.
В доход бюджета муниципального образования "Северо-Эвенский район" с Предприятия взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей " ... " копеек.
Не согласившись с решением суда, Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области подало апелляционную жалобу, в которой просит судебное решение отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Настаивает на том, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" установлена обязанность по компенсации расходов только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Полагает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсация должна быть рассчитана на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Северо-Эвенского района считает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права и обстоятельствам дела, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Истец, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав объяснение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) для медицинских и фармацевтических работников (врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подпункт "б" пункта 1 статьи 1).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Шарипов А.М., являясь медицинским работником и проживая в поселке городского типа, в спорный период имел право на меры социальной поддержки в виде указанной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за отопление и электроснабжение.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
При таком положении, разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в пользу истца понесенные им расходы на оплату потребленной в спорный период коммунальной услуги электроснабжения, за вычетом суммы компенсации, произведенной ответчиком в бесспорном порядке.
Выражая несогласие с решением суда в данной части третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, утверждает, что истец имеет право на компенсацию расходов только по освещению жилого помещения, а не всей потребленной электроэнергии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
Проводя диверсификацию расходов государства на означенные цели, федеральный законодатель пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внес ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Действуя в рамках своих полномочий, региональный законодатель в Законе Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ предусмотрел для медицинских и фармацевтических работников, педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, компенсацию расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подп. "б" пункта 1статьи 1 Закона).
В целях реализации данного Закона постановлением администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации медицинским и фармацевтическим работникам (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - заявители), согласно которому для получения такой компенсации заявителю необходимо представить документы, отражающие расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт "в" пункта 2 Порядка).
Как указано выше, ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по освещению (электроснабжению). Таким образом, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
При этом названные нормативные правовые акты не регламентируют порядок раздельного учёта электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и иные цели.
Поскольку и федеральное и областное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по электроснабжению в полном размере.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что расчет компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, должен производится на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не может быть принята во внимание, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
При таком положении взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных ею в спорный период, произведено судом правомерно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи Л.Н. Баюра
А.А. Вилер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.