Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Бобылева С.В.,
судей Кречетова А.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Иващенко А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вострикова М.А. к мэрии города Магадана, Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о возложении обязанности выдать социальную субсидию на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Вострикова М.А. на решение Магаданского городского суда от 30 сентября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., объяснения Вострикова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Востриков М.А. обратился в суд с иском к мэрии города Магадана, Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о возложении обязанности выдать социальную субсидию на приобретение жилого помещения ему и членам его семьи - супруге, дочери, внуку.
В обоснование исковых требований указал, что его семья по Федеральному закону "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий" имеет право на получение жилищных сертификатов, однако льгота не реализована для семьи в целом и для держателей льгот по отдельности.
Семья имеет в городе Магадане двухкомнатную приватизированную квартиру. С 1998 года его семья состоит на учете на получение жилищной субсидии. Он является пенсионером по старости, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет более 40 лет. По состоянию здоровья внука дочка с внуком "дата" года выехали в г. П. и проживают там постоянно. Также по состоянию здоровья в "дата" году супруга истца выехала г. П., где они были вынуждены приобрести квартиру. Более 10 лет семья проживает раздельно.
Кроме того, жена истца имеет право на получение жилищных сертификатов как реабилитированное лицо.
Также просил рассмотреть вопрос об оказании материальной помощи в связи с покупкой квартиры в г. П..
В судебном заседании 24 сентября 2015 года истец просил обязать ответчиков выдать социальную субсидию на приобретение жилого помещения ему и членам его семьи - супруге, дочери, внуку с учетом его статуса пенсионера по старости, проработавшего в районах Крайнего Севера более 40 лет.
Определением Магаданского городского суда от 24 сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда от 30 сентября 2015 года Вострикову М.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Востриков М.А. обратился в Магаданский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения судом не были исследованы все обстоятельства порядка формирования списка очередников. Суд не учел его право как пенсионера по старости проработавшего свыше 40 лет в районах Крайнего Севера на внеочередное получение субсидии, которое закреплено в постановлении мэра г. Магадана от 16.12.1997 г. N ... Полагает, что данное постановление не утратило силу и продолжает действовать в настоящее время.
В связи с неисполнением Федерального закона "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" считает, что его права нарушены. Полагает, что номер его очереди на получение жилищной субсидии не соответствует представленным документам.
Кроме того, указывает, что судом не рассмотрено требование в отношении реабилитированного члена семьи и в части возмещения фактически понесенных затрат (материальная помощь). От этих требований он не отказывался.
Относительно апелляционной жалобы Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области поданы возражения о несостоятельности её доводов и отсутствии оснований для отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Представители мэрии города Магадана, Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, Министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданской области полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленные на нее возражения, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, осуществляется в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011 г.) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Поскольку очередь истца до настоящего времени не наступила, суд пришел к выводу о том, что оснований для возложения на ответчиков обязанности по выдаче ему государственного жилищного сертификата, не имеется.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и у судебной коллегии отсутствуют основания с ними не согласиться.
Как следует из материалов гражданского дела, требование об обязании ответчиков выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера истец связывал с его внеочередным правом как пенсионера на получение жилищной субсидии.
Судом установлено, что Востриков М.А. 10 декабря 1998 года обратился к мэру города Магадана с заявлением о постановке на учет граждан для получения жилищной субсидии. С "дата" Востриков М.А. является пенсионером. Постановлением мэра города Магадана от 03.07.2003 г. N ... Востриков М.А. (состав семьи 2 человека - жена-пенсионерка) поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья в ЦРС.
Постановлением мэра города Магадана от 01.04.2004 г. N ... Востриков М.А. включен в список пенсионеров на получение жилищной субсидии с момента наступления права под общим номером 3633.
По итогам перерегистрации 2003 года Востриков М.А. стоял в списке на получение жилищной субсидии по категории "пенсионеры" под номером 1996.
По состоянию на 01.01.2015 г. истец состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "пенсионеры", под номером 1527.
В силу статьи 4 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ) предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Согласно этой норме истец имел право на первоочередное предоставление жилищной субсидии.
В связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ с 1 января 2003 года признан утратившим силу (статья 11).
С принятием Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) был изменен порядок и условия получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера; законодатель установилпредоставление жилищных субсидий социально-значимым категориям получателей, с учетом очередности их предоставления исходя из особенностей этих категорий, по спискам, сформированным в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленная статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 (ред. от 03.11.2011 г.), определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление (пункт 20).
Граждане, указанные в части первой статьи 2 названного закона и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан (часть 3 статьи 2).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, реализация предусмотренного Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ права на предоставление жилищных субсидий с 1 января 2003 года поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, то есть предусматривает возможность получения жилищной субсидии лишь в порядке очередности.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).
В связи с изменением правового регулирования Востриков М.А. был включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья категории "пенсионеры".
Принимая во внимание, что по состоянию на 01.01.2015 г. истец состоит в списке граждан на получение жилищного сертификата в категории "пенсионеры" под номером 1527, право на получение сертификата может быть реализовано Востриковым М.А. только в соответствии с существующей очередностью.
Предоставление истцу за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) на приобретение жилого помещения без соблюдения установленной очередности, как обоснованно указал суд первой инстанции, нарушило бы законные права и интересы граждан - пенсионеров, принятых на учет ранее истца.
Поскольку Востриков М.А. не лишен возможности решить вопрос о получении сертификата на основании сформированных в порядке очередности списков граждан - получателей субсидий в рамках объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета Магаданской области, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата.
Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, правильности сделанных судом выводов не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
Так, утверждение о несоответствии списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, механизму обеспечения соответствующего права, несостоятельно и представленными в материалы дела доказательствами не опровергается.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не были исследованы все обстоятельства порядка формирования списка очередников, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, также не может служить поводом к удовлетворению апелляционной жалобы, поскольку законность формирования списка очередников граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в Магаданской области, истцом не оспаривалась и предметом судебного разбирательства не являлась.
Доказательств, подтверждающих незаконность сформированного списка очередников на получение жилищной субсидии, истцом вопреки требованию статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Ссылка истца в обоснование своей позиции на Постановление мэра города Магадана от 16.12.1997 г. N 4245 "О предоставлении жилищных субсидий гражданам Российской Федерации, выезжающим из города Магадана" во внимание не принимается, поскольку данный документ утратил силу 02.11.1998 г. С заявлением к мэру города Магадана о постановке на учет граждан для получения жилищной субсидии Востриков М.А. обратился 10 декабря 1998 года, то есть после того как указанное выше постановление утратило силу.
Суд рассмотрел дело по требованиям, которые были заявлены истцом в судебном заседании 24 сентября 2015 года, что подтверждается протоколом судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания Востриков М.А. в установленном порядке не подавал.
Кроме того, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии права на получение жилищного сертификата на основании Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" Востриков М.А. не представил. Также не представлено доказательств, свидетельствующих о понесенных им расходах на приобретение жилья в г. П..
Вместе с тем, Востриков М.А. и его жена не лишены права обратиться в суд с указанными требованиями, оформив исковое заявление в соответствии с нормами ГПК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вострикова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Бобылев
Судьи А.А. Кречетов
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.