Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бобылева С.В.,
судей Баюры Л.Н., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Ширдармаевой Э.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" об установлении административного надзора в отношении Музалёва В.В., подлежащего освобождению из мест лишения свободы по отбытию срока наказания,
по апелляционной жалобе Музалёва В.В. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 05 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., заключение прокурора Зариповой Е.В., судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области) обратилось в Магаданский городской суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Музалёва В.В., подлежащего освобождению из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области из мест лишения свободы по отбытию срока наказания, назначенного приговором Магаданского городского суда от 30 августа 2012 года, в обосновании иска указав, что осужденный Музалёв В.В. имеет поощрения, действующие дисциплинарные взыскания, неоднократно с ним проводились беседы воспитательного характера. Музалёв В.В. был трудоустроен, проходил профессиональное обучение, однако занятия посещал нерегулярно. Наказание отбывал в облегченных условиях содержания. Имеет исполнительные листы, удержания по которым производятся из заработной платы осужденного. 27 февраля 2014 года был переведен в колонию-поселение, однако за систематические нарушения режима содержания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и по решению суда был этапирован в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области. По месту отбывания наказания характеризуется отрицательно.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" просил установить в отношении Музалёва В.В. административный надзор сроком на три года в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участий в указанных мероприятиях.
Решением Магаданского городского суда от 05 октября 2015 года административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области удовлетворено частично.
В отношении Музалёва В.В. установлен административный надзор на срок три года, с исчислением срока со дня постановки на учет в органах внутренних дел по месту жительства или пребывания.
На Музалёва В.В. на период исполнения административного надзора возложены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут каждых суток.
В удовлетворении требований в части возложения на Музалёва В.В. административного ограничения в виде запрещения на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в данных мероприятиях отказано.
Не согласившись с решением суда, Музалёв В.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит снизить срок административного надзора до одного года, а также уменьшить количество явок в органы внутренних дел по месту жительства для регистрации до одного раза в месяц, полагая, что установленный судом срок административного надзора является длительным, был определен судом без учета его личности и его отношения к труду.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Частью 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части 1 статьи 173.1 Кодекса (совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего), судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон N 64-ФЗ, Закон).
В соответствии с пунктом 1 части 1, пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если указанное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу статьи 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из материалов дела следует, что приговором Магаданского городского суда от 30 августа 2012 года Музалёв В.В. осужден по части 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 04 года без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока наказания с 30 августа 2012 года. В соответствии со статьей 72 Уголовного кодекса Российской Федерации в срок наказания зачтено время содержания Музалёва В.В. под стражей с 19 ноября 2011 года по 17 апреля 2012 года. 31 марта 2016 года Музалёв В.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Указанным приговором Музалёв В.В. признан виновным в совершении преступления, которое в соответствии с положениями статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относится к категории тяжких.
В период отбывания наказания на основании постановления начальника исправительного учреждения от 30 сентября 2014 года Музалёв В.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, положениями части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Музалёв В.В. относится к числу лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
Устанавливая в отношении Музалёва В.В. административный надзор и административные ограничения сроком на три года, суд первой инстанции правильно исходил из наличия законных оснований для установления в отношении административного ответчика, освобождаемого из мест лишения свободы, административного надзора и верно руководствовался положениями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от N 64-ФЗ, которым определено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признанного в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не выше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При определении Музалёву В.В. срока административного надзора и видов административных ограничений, в том числе количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства, суд первой инстанции, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, его поведения в период отбывания назначенного наказания, характера допущенных нарушений, а также наличия взысканий и поощрений, обоснованно установилв отношении Музалёва В.В. административный надзор в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут каждых суток сроком на три года.
Перечень административных ограничений, установленных в отношении осужденного, чрезмерным не является и соответствует статье 4 выше названного Закона. Ограничения назначены Музалёву В.В. с учетом данных, характеризующих его личность.
При этом судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что оснований для возложения на Музалёва В.В. ограничений в виде запрещения на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в данных мероприятий не имеется, поскольку ни обстоятельства совершенного преступления, ни данные о личности осужденного не свидетельствуют о том, что такое ограничение будет способствовать предупреждению совершения Музалёвым В.В. преступлений и других правонарушений.
Доводы Музалёва В.В. о длительности срока административного надзора, определение срока без учета его личности и отношения к труду являются необоснованными, поскольку данный срок установлен судом в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ,не превышает срок, предусмотренный для погашения судимости по данной категории преступлений (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации), отвечает целям исправления лица, освобождаемого из мест лишения свободы, способствует достижению задач административного надзора: предупреждение совершения Музалёвым В.В. преступлений и правонарушений, оказание максимального профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов.
Таким образом, с учетом данной нормы, совершенного преступления, личности административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, наличия поощрений и взысканий, установленный судом срок административного надзора, а также количество обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства, не могут быть признаны чрезмерными и являются обоснованными.
При таком положении, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, подвергающими сомнению обжалуемый судебный акт.
Судебная коллегия обращает внимание, что административный надзор не является дополнительным наказанием и не ухудшает положение осужденного. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Определение продолжительности срока административного надзора в пределах, предусмотренных законом, и установление конкретных административных ограничений является правом суда, которое реализуется в соответствии с обстоятельствами дела, установленными в результате судебного разбирательства.
С учетом изложенного оснований для изменения решения суда первой инстанции, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Музалёва В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Бобылев
Судьи Л.Н. Баюра
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.