СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 16 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2015 года, которым
в удовлетворении исковых требований Черняховской Л.А. к администрации МО ГО "Воркута" о признании незаконным решения об отказе в изменении даты постановки на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты по категории "инвалиды" с 21.09.1999 на 21.09.2004, признании права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учет 21.09.2004г. отказано.
Признано право Черняховской Л.А. на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N125-ФЗ от "Дата обезличена" "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 21.01.2005.
Обязана администрация МО ГО "Воркута" восстановить Черняховскую Л.А. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 21.01.2005.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., представителя Черняховской Л.А. Ярмолюка В.П.,судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Черняховская Л.А. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании решения об отказе в изменении даты постановки на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по категории "инвалиды" с 21.09.1999 на 21.09.2004 в связи с отсутствием заявления на постановку на учет от 210.9.2014 незаконным, признании права на получение социальной выплаты с датой постановки на учет 21.09.2004, возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет с 21.09.2004.
Черняховская Л.А. в судебном заседании не участвовала. От представителя истца Ярмолюка В.П., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 22.06.2015 поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отсутствие истца.
Представитель администрации МО ГО "Воркута", в судебном заседании участия не принимал, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Отзыв на иск не представил.
Третье лицо Министерство архитектуры и строительства Республики Коми в судебном заседании участия не принимал, согласно поступившему заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Третье лицо Черняховский И.М., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. О причинах своей неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся и судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минархстрой РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Судом установлено, что Черняховская Л.А. состояла в списках граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья для переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "инвалиды" с даты постановки на учет 21 сентября 1999 года.
Черняховская Л.А. является инвалидом ... группы по общему заболеванию с 19.08.1998г., с 15.08.2005г. инвалидность установлена бессрочно.
30 мая 2007 года Черняховская Л.А. обратилась с заявлением в администрацию МО ГО "Воркута" о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Письмом "Номер обезличен" от 28.11.2014 Черняховская Л.А. извещена, что, по мнению Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, она не имеет права состоять в очереди на переселение из районов Крайнего Севера.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 26.01.2015 в удовлетворении исковых требований Черняховской Л.А. к администрации МО ГО "Воркута", Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии, восстановлении в списках, выделении жилищной субсидии, с датой постановки на учет с 21 сентября 1999 по категории "инвалиды", отказано.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
27 мая 2015 года Черняховская Л.А. обратилась с заявлением на имя руководителя администрации МО ГО "Воркута" об изменении даты подачи первоначального заявления постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами РКС 21.09.1999 на 21.09.2004 в соответствии с решением Воркутинского городского суда об отказе в признании права состоять на учете для получения социальной выплаты с датой постановки 21.09.1999.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", протокол "Номер обезличен" от 29.05.2015 Черняховской Л.А. отказано в изменении даты постановки на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, по категории "инвалиды" с даты 21.09.1999 на 21.09.2004, в связи с отсутствием заявления на постановку на учет от 21.09.2004.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ.
На дату постановки на учет Черняховской Л.А., 21.09.1999, действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно указанному Федеральному закону, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, и принимая во внимание, что по состоянию на 21.01.2015 Черняховская Л.А. имеет 15-летний смешанный стаж работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд пришел к выводу о признании за ней права на получение жилищной субсидии с указанной даты.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, учитывая, что истица каких-либо действий, направленных на необоснованное получение жилищной субсидии не предпринимала, жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, а Черняховская Л.А. не подавала заявление о принятии её на учет на получение субсидии с датой постановки на учет 21.01.2005, не может служить основанием для отмены решения, поскольку в момент постановки на учет 21.09.1999.истица не была поставлена в известность о недостаточности стажа, через непродолжительный период времени после постановки на учет истица приобрела необходимый стаж и исключение ее из очереди не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истицы на учет.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.