Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего - Мейстер В.М.
судей - Соловьевой О.М., Шишева Б.А.
при секретаре - Химишевой З.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 - ФИО8 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Комитету труда и социальной защиты населения по городу Майкопу о признании действий незаконными, признании права и выплате задолженности, отказать.
Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО8, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Комитета труда и социальной защиты населения - ФИО4, представителя третьего лица Военного комиссариата РА - ФИО5, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету труда и социальной защиты населения по "адрес" о признании действий незаконными, признании права и выплате задолженности. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет труда и социальной защиты населения по "адрес" с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9,10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Комитет отказал истцу, ссылаясь на необходимость предоставления дополнительных документов в соответствии с п.п. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 142. Считает, что ответчик затребовал документы, которые правовыми нормами для назначения оспариваемой выплаты не предусмотрены.
Просит признать действия Комитета по труду и социальной защите населения "адрес" по отказу в назначении ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - Комитета труда и социальной защиты населения по "адрес" исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица - Военного Комиссариата Республики Адыгея полагал необходимым отказать в удовлетворении иска.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 - ФИО8 просит решение суда отменить и принять новое, которым требования истца удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что наличие удостоверения вдовы инвалида ВОВ свидетельствует о том, что у мужа истца имелась соответствующая справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности, подтверждающая наступление указанной инвалидности в результате боевых действий.
В возражении на апелляционную жалобу руководитель Комитета труда и социальной защиты населения по "адрес" просит решение суда оставить без изменений, так как у истца нет в наличии требуемых документов.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Комитет труда и социальной защиты населения по "адрес" по вопросу выплаты ежемесячной денежной компенсации, как вдове умершего инвалида ВОВ первой группы, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В выплате названной компенсации истцу отказано.
Статьей ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (часть 9).
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (часть 10).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 17).
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется министерством обороны российской федерации, министерством внутренних дел российской федерации и федеральной службой безопасности Российской федерации.
На основании п. 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается: а) военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды); б) членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи).
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что пунктом 4 названных Правил установлен перечень документов, наличие которых необходимо для назначения ежемесячной денежной компенсации. Данный перечень предусматривает, в том числе, копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах, отнесено к компетенции военно-врачебных комиссий в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые устанавливают, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (п. 1); признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2); в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14).
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для признании права на получение компенсации и выплаты истцу ежемесячной денежной компенсации не имеется ввиду отсутствия справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления ФИО6 инвалидности вследствие военной травмы, либо причинной связи его заболевания, приведшего к смерти, с военной травмой.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Правилами выплаты ежемесячных денежных компенсаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142, Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что представитель истца по существу выражает несогласие с постановленным судом решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене данного решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи: О.М. Соловьева
Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.