Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре: Нудьга Р.Д.,
с участием прокуроров Неудахина С.Б., Ведмидь А.И., представителя Правительства г.Севастополя - Адаменко Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора города Севастополя о признании недействующим в части постановления Правительства Севастополя от 30.12.2014 года N680 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения" в редакции постановлений Правительства Севастополя от 05.03.2015 года N135-ПП, от 25.09.2015 года N901-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2014 года N680 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения" в редакции постановлений Правительства Севастополя от 05.03.2015 года N135-ПП, от 25.09.2015 года N901-ПП, утверждена с 01 января 2015 года:
Плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом или установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилищном фонде города Севастополя, в зависимости от этажности и уровня благоустройства в размере согласно приложению N 1 к настоящему постановлению (пп.1.1).
Перечень работ (услуг), выполнение которых осуществляется за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению (пп. 1.2.).
П/п 21 (код строки 4.4) приложения N1 к указанному Постановлению Правительства Севастополя за содержание и ремонт жилого помещения в 5-6 этажных жилых домах, оборудованных лифтами, для квартир первого этажа установлена плата для населения (с НДС) за 1 кв.м общей площади жилого помещения с введением в действие с 01 января 2015 года 5,60 руб., с введением в действие с 01 июля 2015 года 6,80 руб.
П/п 22 (код строки 4.5) приложения N1 за содержание и ремонт жилого помещения в 5-6 этажных жилых домах, оборудованных лифтами, для квартир выше первого этажа установлена плата для населения (с НДС) за 1 кв.м общей площади жилого помещения с введением в действие с 01 января 2015 года 7,31 руб., с введением в действие с 01 июля 2015 года 8,87 руб.
П/п 25 (код строки 5.1) приложения N1 за содержание и ремонт жилого помещения в 7-9 этажных жилых домах, оборудованных лифтами, для квартир первого этажа установлена плата для населения (с НДС) за 1 кв.м общей площади жилого помещения с введением в действие с 01 января 2015 года 5,74 руб., с введением в действие с 01 июля 2015 года 6,97 руб.
П/п 26 (код строки 5.2) приложения N1 за содержание и ремонт жилого помещения в 7-9 этажных жилых домах, оборудованных лифтами, для квартир выше первого этажа установлена плата для населения (с НДС) за 1 кв.м общей площади жилого помещения с введением в действие с 01 января 2015 года 7,47 руб., с введением в действие с 01 июля 2015 года 9,07 руб.
П/п 27 (код строки 6.1) приложения N1 за содержание и ремонт жилого помещения в 10 этажных домах и выше, оборудованных лифтами, для квартир первого этажа установлена плата для населения (с НДС) за 1 кв.м общей площади жилого помещения с введением в действие с 01 января 2015 года 5,73 руб., с введением в действие с 01 июля 2015 года 6,96 руб.
Пунктом 28 (код строки 6.2) приложения N1 за содержание и ремонт жилого помещения в 10 этажных домах и выше, оборудованных лифтами, для квартир выше первого этажа установлена плата для населения (с НДС) за 1 кв.м общей площади жилого помещения с введением в действие с 01 января 2015 года 7,44 руб., с введением в действие с 01 июля 2015 года 9,03 руб.
В таблице 2 приложения N2 к указанному Постановлению Правительства Севастополя в графах 4.4., 5.1, 6.1 таблицы "Для трех- и более этажных домов (общежитий):", соответствующих таким же номерам кодам строк приложения N1, предусмотрено, что услуги за содержание и ремонт лифтов не оказываются.
Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных п/п 21 (код строки 4.4.), п/п 22 (код строки 4.5), п/п 25 (код строки 5.1), п/п 26 (код строки 5.2), п/п 27 (код строки 6.1), п/п 28 (код строки 6.2) приложения N1, граф 4.4., 5.1, 6.1 таблицы "Для трех- и более этажных домов (общежитий):" приложения N2 к постановлению Правительства Севастополя от 30.12.2014 года N680 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения" в редакции постановлений Правительства Севастополя от 05.03.2015 года N135-ПП, от 25.09.2015 года N901-ПП в части установления различного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников и нанимателей жилых помещений на первых этажах и жилых помещений выше первого этажа в многоквартирных домах, оборудованных лифтами.
В обоснование иска указано, что неравное установление платы за содержание общего имущества, в том числе лифтов, в зависимости от расположения квартир, противоречит ст.39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, нарушает жилищные права граждан.
В письменных возражениях представитель Правительства Севастополя с иском не согласился. Указал, что ч.2 ст.31 Устава города Севастополя установлено, что Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя. Частью 1 ст.8 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства, а правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства. Оспариваемым постановлением Правительства Севастополя установлены различные размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений в зависимости от их фактического расположения в многоквартирных домах, оборудованных лифтами. Согласно данным положениям, собственники и наниматели жилых помещений на первых этажах не несут затраты на содержание и ремонт лифтов. Такое нормативное регулирование введено в связи с тем, что на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации от участия в содержании общего имущества в многоквартирных домах в части содержания лифтов и лифтовых шахт были освобождены наниматели и собственники жилых помещений на первых этажах. Указанная практика сложилась и существует в городе федерального значения Санкт-Петербурге, где распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.06.2011 N 134 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен без стоимости содержания и ремонта лифта для жилых помещений первых этажей. Что позволяет сделать вывод о том, что на уровне субъекта Российской Федерации - города федерального значения органы исполнительной власти вправе самостоятельно регулировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В судебном заседании прокуроры и представитель Правительства Севастополя настаивали, соответственно на иске и возражениях на иск.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Такая плата, в силу ч.1 и 2 ст.154 Кодекса, для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По общему правилу, установленному ч.7 и 8 ст.156 Кодекса, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с ч.3 ст.156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Оспариваемое Постановление от 30.12.2014 года N680 принято Правительством Севастополя в соответствии с данной нормой ЖК РФ, то есть принято в пределах полномочий органа государственной власти города федерального значения.
В соответствии со ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме к которому относятся, в том числе, лифты (п.1 ч.1).
Как следует из иска, прокурор г.Севастополя оспаривает указанное Постановление Правительства Севастополя в части установления различного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников и нанимателей жилых помещений на первых этажах и жилых помещений выше первого этажа в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, полагая, что в данной части оно противоречит ст.39, ч.1 ст.158 ЖК РФ
Согласно ч.1, 2 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с п.10. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Пунктом 3. ст.4 технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011) предусмотрено, что для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:
3.1. использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
3.2. выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;
3.3. проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьей 6 настоящего технического регламента;
3.4. по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.
Таким образом особенностью платы за содержание лифта является то, что это плата за услуги для выполнения указанных требований безопасности, необходимость такой платы обусловлена непосредственно пользованием лифтом, как устройством, предназначенным для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине.
Поскольку собственники помещений первого этажа, как правило, не пользуются лифтом в связи с отсутствием такой необходимости, возложение на них указанной платы за услуги которыми они не пользуются наравне с собственниками расположенных выше помещений многоквартирного дома, не отвечает общим началам гражданского, жилищного законодательства, перечисленных в ст.1 ГК РФ, ст.1 ЖК РФ, в частности о признании равенства участников регулируемых отношений; что права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая изложенное, суд считает, что ст.39, ч.1 ст.158 ЖК РФ содержат общее правило об обязанности собственников участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, которое, с учетом особенностей общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не препятствует общему собранию собственников помещений, а в случае если решение о выборе способа управления многоквартирным домом собственниками не принято - органам государственной власти, устанавливать размер платы для отдельных собственников и нанимателей отличающийся от указанного правила.
Кроме того, в соответствии п.5 ч.2 ст.209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта, при подаче его прокурором, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано исковое заявление, нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
Согласно п.1 ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В исковом заявлении прокурором указано, что в оспариваемой части Постановление Правительства Севастополя от 30.12.2014 года N680 нарушает жилищные права граждан в зависимости от места расположения квартир.
Между тем, установление разной платы за содержание лифта для лиц, которые не пользуются и пользуются лифтом и соответствующими услугами по его содержанию не нарушает права последних.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.215-217 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими п/п 21 (код строки 4.4.), п/п 22 (код строки 4.5), п/п 25 (код строки 5.1), п/п 26 (код строки 5.2), п/п 27 (код строки 6.1), п/п 28 (код строки 6.2) приложения N1, графы 4.4., 5.1, 6.1 таблицы "Для трех- и более этажных домов (общежитий):" приложения N2 к постановлению Правительства Севастополя от 30.12.2014 года N680 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения" в редакции постановлений Правительства Севастополя от 05.03.2015 года N135-ПП, от 25.09.2015 года N901-ПП в части установления различного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников и нанимателей жилых помещений на первых этажах и жилых помещений выше первого этажа в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.