ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В составе: Председательствующего Накваса А.В.
Судей: Рочевой Е.С., Галашевой И.Н., Переплесниной Е.М., Злобина А.В., Гирдюка В.С., Кабанен Н.И.
рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2015 года по иску прокурора города Петрозаводска в интересах (ФИО) к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обеспечении техническими средствами реабилитации,
заслушав доклад судьи Кудиновой Т.В., объяснения представителя Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Пироговой ( ... ), действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Губина ( ... ) возражавшего по доводам жалобы, Президиум
установил:
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Петрозаводска проверки установлено, что (ФИО) является инвалидом ( ... ) группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в качестве технических средств реабилитации от ( ... ) для (ФИО) предусмотрено обеспечение подгузниками для взрослых в количестве 30 штук в месяц. По состоянию на ( ... ) (ФИО) не обеспечен средствами реабилитации за первое полугодие 2015 года в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, прокурор просил обязать ответчика обеспечить (ФИО) средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых, размер М (объем талии не менее 70-110 см), впитываемостью не менее 2310 мл в количестве 120 штук за первое полугодие 2015 года.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2015 года иск удовлетворен. Суд обязал государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия обеспечить (ФИО) средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых, размер М (объем талии не менее 70-110 см), впитываемостью не менее 2310 мл., в количестве 120 штук за первое полугодие 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, полагая, что они вынесены с нарушением норм материального права. Указывает, что возложение обязанности по предоставлению (ФИО) подгузников за прошлый период не предусмотрено действующим законодательством.
Определением судьи Верховного суда Республики Карелия Кудиновой Т.В. от 11 ноября 2015 года дело передано для рассмотрения в суд кассационной инстанции, в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Истец (ФИО) о дне рассмотрения дела извещен, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, представил возражения, в которых просит судебные постановления оставить без изменения, Президиум Верховного суда Республики Карелия на основании статьи 385 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным ст. 387 ГПК РФ, в соответствии с которой основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
При разрешении спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что (ФИО) имеет право на получение подгузников в количестве 30 штук в месяц в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в качестве технических средств реабилитации от ( ... ).
За первое полугодие 2015 года (ФИО) предоставлено 60 штук подгузников, количество недополученных средств реабилитации составило 120 штук.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции дал правовую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части обеспечения истца указанными техническими средствами реабилитации за заявленный период. С такими выводами согласилась и апелляционная инстанция, не усмотревшая оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Между тем, с указанным выводом судебных инстанций согласиться нельзя. Разрешая дело, судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Как следует из части шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N57н.
В силу пункта 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации инвалида, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами при нарушении функций выделения за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
Установленное нарушение прав (ФИО) в силу действующего законодательства не может быть восстановлено путем фактического взыскания в его пользу гигиенических средств за предыдущие периоды, то есть в данном случае прокурором избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права.
При этом (ФИО) не лишен права обратиться за выплатой компенсации в размере стоимости подгузников, которые должны были быть ему предоставлены.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем судебные постановления, принятые по делу нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела судебными инстанциями установлены правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, Президиум считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 193, п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
постановил:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2015 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.
В иске прокурора города Петрозаводска в интересах (ФИО) к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обеспечении техническими средствами реабилитации отказать.
Председательствующий А.В. Наквас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.