Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Андриановой И.В., Арзамасцевой Г.В.,
при секретаре Герасимовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2015 года апелляционную жалобу Хайбуллиной М.В. на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2015 года
по гражданскому делу по иску Хайбуллиной М.В. к управлению строительства и инвестиций Тамбовской области, администрации Пичаевского сельского Совета Жердевского района Тамбовской области, Управлению федерального казначейства по Тамбовской области о выплате жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
Хайбуллина М.В. обратилась в суд с иском к администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области, Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области о выплате жилищной субсидии.
В обоснование указала, что в период с *** г. по *** г. (39 лет) она работала в *** (район Крайнего Севера), и была уволена по сокращению штата. В связи с болезнью матери вынуждена была переехать в с. *** области. Мама подарила ей ветхий дом, но проживать в нём было невозможно, поэтому она купила земельный участок, построив на нём жилой дом. В 1997 году она обратилась в администрацию Пичаевского сельсовета с заявлением о постановке её в очередь как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий (в связи с выездом из *** области - района Крайнего Севера). Но ей было отказано, так как учет граждан данной категории не вёлся, и в распоряжении Пичаевского сельсовета не было жилого фонда. Данный отказ лишил её права на получение жилищной субсидии из средств федерального бюджета, на которую она имеет право в связи с работой в районе Крайнего Севера (согласно ФЗ N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера"). Кроме того, в г. *** она также стояла на очереди на получение жилищных субсидий.
Просила суд обязать ответчика выплатить ей вышеуказанную жилищную субсидию.
В процессе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено управление строительства и инвестиций Тамбовской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - Хайбуллин А.А. (муж истицы), управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2015 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Хайбуллина М.В. просит отменить постановленное решение ввиду применения судом закона, не подлежавшего применению.
Полагает, что её право на получение субсидий для приобретения или строительства жилья предусмотрено Федеральным законом N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей" и ранее действовавшим (до 01.01.2003 г.) Федеральным законом N 131-ФЗ от 25.07.1998 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей".
На день её выезда из *** области существовало Положение, по которому лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера, на основании заявок, формировавшихся *** облисполкомом, предоставлялись жилые помещения в других регионах. Там же велся учет нуждающихся в получении жилищных субсидий, и там же она стояла в очереди на получение жилищных субсидий в виде готового жилья. Когда она обратилась туда в 2014 году, ей было сообщено, что в 2010 году их с мужем сняли с очереди в связи с выездом на другое постоянное место жительства.
Полагает, что суд, ссылаясь на то, что в настоящее время она не стоит в очереди по улучшению жилищных условий, не учел, что начиная с 1995 года, она неоднократно обращалась в сельский Совет с заявлением о постановке её на учет как жителя районов Крайнего Севера. Однако в тот период у сельсоветов не было таких полномочий. Хотя дом её матери был ветхим, и местные органы исполнительной власти об этом знали (о чём свидетельствуют постановление администрации Пичаевского сельсовета N *** от 23.04.2002 г. о реконструкции дома N *** и акт о ликвидации указанного дома).
Ссылаясь на наличие у неё в собственности с 2004 года жилого дома площадью 158 кв.м, суд, по её мнению, не учёл положения статьи 9 Закона ФЗ N 125-ФЗ о том, что максимальная площадь приобретенного жилья не ограничивается.
Считает незаконной ссылку суда на Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879, предусматривающее заявительный характер для постановки на учет с предоставлением соответствующего перечня документов, поскольку её обращение в сельский Совет имело место до принятия названного постановления.
Полагает, что Закон N 125-ФЗ не ограничивает сроки предоставления жилищных субсидий, а поэтому она имеет право на получение жилищной субсидии в настоящее время.
Просит решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2015 года отменить, принять по делу новое решение - об удовлетворении её исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной Хайбуллиной М.В. и её представителем по ордеру Косаревой Л.М., судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Отказывая Хайбуллиной М.В. в иске, суд первой инстанции исходил из того что Хайбуллина М.В. не относится к категории граждан, которые имеют право на ее получение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 3 данного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Таким образом, закон предусматривает ряд условий для получения жилищной субсидии гражданами, выехавшими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: она предоставляется тем, кто выехал из районов Крайнего Севера не ранее 1 января 1992 года, не имеет других жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждается в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что с 2004 года Хайбуллина М.В. имеет в собственности жилой дом по адресу: *** площадью 158,17 кв.м, возведенный на предоставленном ей сельским Советом земельном участке, и с 25.05.2010 г. она зарегистрирована в нём.
Таким образом, она имеет в собственности жилое помещение, что противоречит требованиям вышеприведенного закона.
Также Хайбуллина М.В. не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации.
Сама Хайбуллина М.В. в суде поясняла, что приехав в 1996 году в с. *** района Тамбовской области ухаживать за матерью, она фактически стала проживать на территории Пичаевского сельсовета, хотя продолжала оставаться зарегистрированной в квартире в г. ***, где работал её муж, и только в 2010 году, продав квартиру в г. ***, они с мужем снялись с регистрационного учета и зарегистрировались по месту жительства в с. ***. С письменным заявлением о включении её в очередь на получение жилищной субсидии в Пичаевский сельсовет Жердевского района, начиная с 1996 года, она не обращалась, но по её неоднократным устным обращениям в сельсовет с данным вопросом ей отказывали в постановке на учет со ссылкой на отсутствие такой очереди, и данные отказы она в судебном порядке не оспаривала.
При таких обстоятельствах ссылка истца на неоднократные обращения в сельский Совет по вопросу постановки на учет и последующий отказ не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Хайбуллина М.В. ссылается в апелляционной жалобе на то, что её право на получение жилищной субсидии предусматривалось также ранее действовавшим Федеральным законом N 125-ФЗ от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Действительно, согласно статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 г., право на получение жилищных субсидий сохраняется также за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное ранее действовавшим законом, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, истцом не было представлено доказательств того, что она имела право на получение жилищной субсидии и по ранее действовавшему законодательству.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривалось, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Кроме того, статьёй 2 названного Федерального закона предусматривалось, что средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
То есть, и в ранее действовавшем законе закреплялся ряд условий: субсидии предоставлялись тем, кто выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждается в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеет в соответствии с данным Федеральным законом право на получение жилищных субсидий.
Однако доказательств того, что Хайбуллина М.В. нуждалась на момент выезда из района Крайнего Севера в улучшении жилищных условий по новому месту жительства - на территории Тамбовской области, ею представлено не было.
По регистрационным документам из г. *** области Хайбуллина М.В. выехала в 2010 году и тогда же была зарегистрирована в принадлежащем ей с 2004 года на праве собственности жилом доме по адресу: *** (подтверждается материалами дела и не оспаривается самой истицей).
Материалами дела подтверждается, что в связи с выездом из г. *** в 2010 году МКУ "Управление городского хозяйства" г. *** сняло Хайбуллину М.В. с очереди на получение жилищной субсидии в связи с выездом в другую местность для постоянного проживания на основании пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879.
Согласно указанному Положению о регистрации реализация права на получение жилищной субсидии на основании ФЗ N 125-ФЗ носит заявительный характер (пункты 9, 9.1). Заявление подается в орган местного самоуправления по месту жительства.
Право на получение жилищной субсидии оценивается органом местного самоуправления на момент обращения гражданина с соответствующим заявлением о постановке в очередь на получение субсидии.
Впервые Хайбуллина М.В. обратилась с письменным заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий 09.02.2015 г., в чем ей было отказано сообщением от 06.03.2015 N *** ввиду наличия в собственности жилого дома площадью 158,17 кв.м.
В настоящее время признание Хайбуллиной М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на 1996 год, о чем просит истец, невозможно, поскольку это не предусмотрено законом.
Что касается площади жилья (на что имеется ссылка в жалобе), то этот вопрос имеет значение при расчете размера жилищной субсидии уже при её предоставлении и определении норматива предоставления жилищных субсидий.
Остальные доводы жалобы, с учетом вышеизложенного, также не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2015 года постановлено с соблюдением норм материального права, и оснований для его отмены не имеется. Нарушений процессуальным норм также допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайбуллиной М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.