Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коропенко Л.Е.
судей: Андриановой И.В., Ковешниковой Е.А.,
при секретаре Герасимовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 ноября 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 21 июля 2015 года
по гражданскому делу по иску Белькова А.П., Гавриловой С.С., Порядина П.Т., Коробченко З.В., Пестова А,А., Костяева С.Н., Волкова В,М., Вышеславцева А,Н. к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальник" о возложении обязанности по предоставлению услуги по водоотведению в многоквартирном жилом доме.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
Бельков А.П., Вихрова С.С., Порядин П.Т., Коробченко З.В., Пестов А.А., Костяев С.Н., Волков В.М. и Вышеславцев А.Н. обратились в суд с иском к ООО "Коммунальник" о возложении обязанности по предоставлению услуги по водоотведению в многоквартирном жилом доме.
Указали, что они являются собственниками квартир N ***, расположенных в доме N *** области. Дом подключён к централизованной системе водоснабжения, но не подключен к централизованной системе водоотведения. Отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения, от внешней стены дома по канализационным сетям до септика. Содержимое септика откачивается и перевозится специальными машинами на сливную станцию.
Согласно акту установления местоположения водопроницаемого канализационного выгреба (септика) от 13.03.2015 года; аналогичному акту, составленному специалистами администрации г. Жердевки, а также данным
государственного кадастрового учета, септик расположен за границами земельного участка указанного жилого дома, которые заканчиваются на внешних стенах МКД N ***, а канализационный выгреб находится на расстоянии более 35 метров от северо-западного угла внешней стены дома. То есть септик не является частью общедомового имущества и не входит в его состав, следовательно, у истцов нет обязанности по его содержанию, и вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) из него является коммунальной услугой - водоотведением.
Гарантирующей организацией, в силу статьи 2 и части 5 статьи 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", является ООО "Коммунальник". Оно же осуществляет вывоз жидких бытовых отходов, оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению населения, поэтому должно обслуживать септик, являющийся составной частью общей системы канализации. Однако в нарушение действующего законодательства ООО "Коммунальник" отказывается оказывать данную услугу по причине отсутствия центральной канализации, предлагая заключить договор по вывозу ЖБО по тарифу 110 рублей за кубический метр. Считают, что право на получение услуги по водоотведению не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения. Данная услуга, по их мнению, должна оплачиваться по установленным тарифам на водоотведение.
Просили суд обязать ООО "Коммунальник" предоставлять им услугу по водоотведению, в том числе - по вывозу жидких бытовых отходов из септика, расположенного в 38 метрах от северо-западной внешней стены дома до сливной станции, немедленно, после вступления решения суда в законную силу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, указали Родину М.А., Патер Н.Н., Чернавского С.А., Хомякову Г.А., Мирошниченко Е.В., Цовбун В.Н., Волосатову Г.В., Виноградову И.А., Булдыгину Н.Ф., Трунову Е.И., Самойлова В.В., Налетову З.А., Федорову Л.B., Холодкову Е.Ф., Елагину С.И., Богданову И.В., Викторову Л.И., Ермакова А.Н., Горшкову Е.А., Петрова И.А. и администрацию г. Жердевка.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 21 июля 2015 года исковые требования удовлетворены и постановлено:
возложить на ООО "Коммунальник" обязанность предоставлять собственникам квартир дома N ***: Белькову А.П. (собственнику квартиры N ***), Гавриловой С.С. (до брака - Вихровой, собственнику квартиры N ***), Порядину П.Т. (собственнику квартиры N ***), Коробченко З.В. (собственнику квартиры N ***), Пестову А.А. (собственнику квартиры N ***), Костяеву С.Н. (собственнику квартиры N ***), Волкову В.М. (собственнику квартиры N ***), Вышеславцеву А.Н. (собственнику квартиры N ***) коммунальную услугу водоотведения, в том числе - путем вывоза жидких бытовых отходов из септика, расположенного в 38,7 метрах от северо-западной внешней стены дома по тарифам, установленным органами государственной власти Тамбовской области.
В апелляционной жалобе директор ООО "Коммунальник" указал, что ООО является поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Жердевка" Тамбовской области, и на основании договора аренды муниципального имущества N *** от 24.05.2013 г., заключенного с Администрацией г. Жердевка, получило в аренду муниципальное имущество (согласно приложению N *** к договору). Кроме того, согласно протоколу общего собрания от 29.11.2008 г. ООО "Коммунальник" выбрано управляющей компанией в многоквартирном жилом доме по адресу: г ***.25.
Полагает, что в силу положений пункта 8 приложения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), пунктов 2, 28 статьи 2 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011г.; пункта 44 ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 г. N 805); подпункта "в" пункта 4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 г. N 354) очистка септиков (выгребов) при выгребной канализации не является собственно услугой по водоотведению, поскольку для ее осуществления используется иной технологический процесс, без использования сети, конечной точкой которой являются очистные сооружения.
Под водоотведением, в частности, понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети (согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), и вывоз жидких бытовых отходов не входит в это понятие. Дом N *** не имеет непосредственного технологического присоединения к централизованной канализационной сети.
Считает, что из пункта 6 статьи 2, части 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не следует прямая обязанность гарантирующей организации по обязательному заключению договора водоотведения с абонентами, чьи объекты не подключены к централизованной системе водоотведения. В каждом конкретном случае должны оцениваться техническая возможность оказания гарантирующей организацией услуг по водоотведению, услуг по вывозу ЖБО из выгребной ямы, фактические обстоятельства дела.
Считает несостоятельным довод истцов о том, что выгребная яма находится за пределами границы земельного участка дома, не являясь частью общедомового имущества, поскольку строительство выгребной ямы и ввод в эксплуатацию осуществлялись совместно со строительством указанного дома. Кроме того, согласно пункту п. 2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5.08.1988 г. N 4690-88), септик не может быть расположен на расстоянии менее чем на 20 метров от жилого здания, и является неотъемлемой частью дома.
Считает неправомерным возложение на общество обязанности по предоставлению коммунальной услуги водоотведения по вывозу ЖБО по тарифам, установленным органами государственной власти Тамбовской области, поскольку в силу положений Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на вывоз ЖБО не разрабатываются и не утверждаются органами государственной власти. Это также следует из ответа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области. Кроме того, заключив 24.03.2015 г. с ООО "Коммунальник" в лице П. И.А. договор о предоставлении услуг по вывозу ЖБО, истцы приняли условия данного договора, который не оспорен и не расторгнут.
Просит решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 21 июля 2015 года отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы указали, что несмотря на невключение канализационного выгреба дома N *** в приложение к договору аренды как муниципального имущества, до 31.12.2014 г. ООО "Коммунальник" оказывало дому услугу по водоснабжению и водоотведению путем вывоза ЖБО с оплатой по тарифу, установленному органами государственной власти.
Поскольку дом N *** технологически присоединен к централизованной системе водоснабжения и технологически не присоединен к централизованной системе водоотведения, то в силу статей 2, 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" они вправе заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией либо с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. В данном случае ООО "Коммунальник" как гарантирующая организация обязано заключить с ними договор на оказание услуги водоотведения. Соответственно, довод жалобы об отсутствии такой обязанности надуман.
Повторяют доводы иска в той части, что септик не является общим имуществом собственников жилого дома N ***, поскольку расположен за пределами границ земельного участка, на котором расположен дом (согласно акту от 27.04.2015 г.), и указывают на отсутствие доказательств того, что выгребная яма была сооружена при строительстве дома.
Считают несостоятельным довод ответчика о том, что 24.03.2015 г. с ООО "Коммунальник" ими был заключен договор на вывоз ЖБО, поскольку в силу части 5 статьи 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 ООО "Коммунальник" не имело право заключать такой договор, тем более, ссылаясь на протокол общего собрания, не соответствующий требованиям закона.
Считают, что своими действиями ООО "Коммунальник" пытается возложить на них ответственность по содержанию выгребной ямы, являющейся частью канализации.
Просят оставить решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 21 июля 2015 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ответчика по доверенности Ершовым В.А., выслушав представителя истцов по доверенности Юганову А.П., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие и несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно положениям подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
По смыслу приведённых норм для признания спорного септика общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме N *** он должен располагаться либо в самом доме, либо в границах земельного участка, на котором он расположен.
Из материалов дела, в частности акта комиссии администрации г. Жердевка от 27.04.2015 г. с приложенной к нему схемой размещения септика дома N *** (том 1, л.д.220), следует, что он располагается за пределами земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений вышеуказанного дома. Следовательно, септик не является общим имуществом собственников помещений дома, и на него не распространяются правила содержания общего имущества. Ответчик не оспаривал сведения, указанные в акте и схеме.
То обстоятельство, что данный септик не значится на балансе администрации города Жердевка, не свидетельствует о том, что он не является муниципальным имуществом.
В этой связи коллегия считает несостоятельным довод о том, что строительство выгребной ямы велось одновременно со строительством дома, и септик, согласно СанПиН, должен располагаться на расстоянии менее чем на 20 метров от жилого здания, следовательно, он находится в границах земельного участка собственников помещений.
Судом установлено, что ООО "Коммунальник" является поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Жердевка" Тамбовской области.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в числе прочего, плату за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Установлено, что дом по адресу: г. ***, не подключен к централизованной системы водоотведения. Услуга водоотведения оказывается жильцам дома через систему канализации, частью которой является септик.
Неподключение данного дома к централизованной системе водоотведения не может лишать собственников помещений данного дома права на охрану здоровья и улучшение качества жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Обеспечение данного права является одним из основных принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ).
Оспаривая свою обязанность по вывозу жидких отходов, отводящихся в септик из дома N ***, представитель ООО "Коммунальник" в суде апелляционной инстанции, тем не менее, пояснил, что в период с 2011 года по 2015 год ООО "Коммунальник" осуществляло эту деятельность, но прекратило её из-за выявленных убытков.
То есть ООО "Коммунальник" ранее признавало свою обязанность по вывозу жидких отходов данного дома и плату за вывоз рассчитывало исходя из норматива водоотведения, но прекратило эту деятельность, по их утверждению, из-за возникших убытков.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод, что септик не относится к общему имуществу многоквартирного дома N ***, а является частью системы канализации, принадлежащей муниципальному образованию город Жердевка, при помощи которой жильцам дома оказывается услуга по водоотведению, в связи с чем у собственников квартир указанного дома не возникает обязанности по содержанию септика, по организации вывоза жидких бытовых отходов из септика.
Суд первой инстанции правомерно, по мнению коллегии, возложил на ООО "Коммунальник" обязанность по предоставлению вышеназванной услуги по тарифам, установленным органами государственной власти Тамбовской области, а не по стоимости услуги по вывозу жидких бытовых отходов, рассчитанной исполнителем услуги.
С учетом изложенного, решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 21 июля 2015 года подлежит оставлению без изменения, поскольку постановлено без нарушения норм материального права, а апелляционная жалоба ООО "Коммунальник" - без удовлетворения, поскольку её доводы не опровергают выводов суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.