Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Белоусовой В.Б.,
судей Рожковой Т.В., Бучневой О.А.,
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области к Семеновой М.О. о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя УПФР в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Гунько А.И., поддержавшей жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в суд с иском к Семеновой М.О. о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, указывая, что 28 марта 2014 года Семенова М.О. обратилась в УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 09 января 2014 года второго ребёнка У.
14 апреля 2014 года было принято решение N 449 о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 23 апреля 2014 года государственный сертификат серии *** был оформлен и выдан ответчику.
Позже выяснилось, что подавая 28.03.2014 года заявление, Семенова М.О. не указала сведения о всех рождённых ею детях и то, что решением Советского районного суда г. Тамбова от 19 сентября 2011 года она лишена родительских прав в отношении двоих детей С., родившегося ***, и С., родившегося ***
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области отказано.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области просит отменить решение Советского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2015 года, указывая, что судом неверно истолкованы нормы материального права, установленные ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Семенова М.О. родила четырёх детей: С. - ***, С. - ***, У. - *** и У. - ***. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у Семеновой М.О. со дня рождения ею *** второго ребёнка - С.
На указанную дату, то есть на момент возникновения у ответчика права на дополнительные меры государственной поддержки, она не была лишена родительских прав в отношении ранее рождённого первого ребёнка, соответственно оснований не учитывать кого-либо из детей при возникновении у Семеновой М.О. права на дополнительные меры государственной поддержки, не имелось.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 19 сентября 2011 года ответчица лишена родительских прав в отношении первого ребёнка - С. и второго ребёнка - С., в связи с рождением которого у неё возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а, следовательно, такое право прекратилось по причине лишения её родительских прав в отношении второго ребёнка, и такое право возникло у отца первого и второго ребёнка ответчицы - С.
Заочным решением Советского районного суда г. Тамбова от 21 октября 2014 года отец первого и второго детей ответчицы - С. лишён родительских прав в отношении тех же детей - С. и С., в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки сначала у Семеновой М.О., а потом у него, а, следовательно его право также прекратилось по причине лишения его родительских прав в отношении второго ребёнка и возникло у первого и второго ребёнка ответчицы в равных долях.
03 июня 2015 года истцом были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал первому и второму ребенку ответчицы - С. и С.
Повторное возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки законодательством не предусмотрены.
Податель жалобы полагает, что обращаясь к истцу с соответствующим заявлением, Семенова М.О. указала в заявлении недостоверные сведения: неправильно указала очерёдность рождения детей. В том случае, если бы она указала достоверные сведения об очерёдности рождения ею детей, в выдаче сертификата ей было бы отказано в связи с прекращением её права на дополнительные меры государственной поддержки.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения ввиду неправильного применения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
При принятии нового решения об удовлетворении исковых требований судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Семенова М.О. не предоставляла истцу недостоверные сведения об очерёдности рождения ею ребёнка, в связи с рождением которого у неё возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оснований для прекращения её права на такие меры не имеется в связи с рождением ею ещё двоих детей после рождения тех детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
Коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они противоречат нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребёнка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Обратиться в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский капитал указанные в законе лица вправе в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путём подачи соответствующего заявления (часть 1 статьи 5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
В силу пунктов 2 и 3 части 6 статьи 5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очерёдности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.
Как следует из материалов дела, Семенова М.О. родила четырёх детей: С. - ***, С. - ***, У. - *** и У. - ***
Заочным решением Советского районного суда г. Тамбова от 19 сентября 2011 года, вступившим в законную силу 24 октября 2011 года, Семенова М.О. лишена родительских прав в отношении ***, дети переданы на воспитание отцу.
Изложенное даёт убедительную основу для вывода о том, что со дня рождения второго ребёнка - С. у ответчицы, на основании пункта 1 части 1, частей 3 и 7 статьи 3, части 1 статьи 5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, несмотря на то, что после рождения двух детей она в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский капитал не обращалась, а после вступления в законную силу решения суда о лишении её родительских прав в отношении того же ребёнка С. - прекратилось и возникло у отца этого ребёнка.
Правовых оснований для применения к спорным правоотношениям части 2 статьи 3 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" у суда первой инстанции не имелось, поскольку при возникновении у Семеновой М.О. права на дополнительные меры государственной поддержки (но не при разрешении вопроса о праве на такие меры, как ошибочно указал суд первой инстанции) она не имела детей, в отношении которых была лишена родительских прав, и которые в таком случае не подлежали бы учёту при разрешении вопроса о возникновении у матери права на дополнительные меры государственной поддержки.
Необходимо также отразить, что суду первой инстанции было известно, однако не оценено в должной мере, то обстоятельство, что в настоящее время право на дополнительные меры государственной поддержки, которое возникло у Семеновой М.О. со дня рождения второго ребёнка и прекратилось ввиду лишения её родительских прав в отношении него, имеют в равных долях С. и С. - её первый и второй дети, что в соответствии с предписаниями частей 3 и 4 статьи 3 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возможно лишь в случае прекращения права на такие меры изначально у матери, а затем и отца детей.
Указывая, что Семенова М.О. не представляла в пенсионный орган недостоверные сведения в отношении детей, с рождением которых у неё возникло право на меры государственной поддержки, суд первой инстанции не учёл, что исходя из предписаний ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", пунктов 5 и 6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 октября 2011 г. N 1180н, а также текста бланка заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, лицо, обращающееся с соответствующим заявлением должно указать, в том числе, сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, реквизиты свидетельства о рождении, дата и место рождения, гражданство) и сведения о ребёнке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, очерёдность рождения (усыновления), в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки; сведения о лишении родительских прав в отношении ребёнка (детей), совершении умышленных преступлений против личности в отношении ребенка (детей).
Перечисленные правовые нормы не предоставляют лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением, права указывать в заявлении сведения о детях (соответственно об очерёдности их рождения) выборочно, по своему усмотрению, и лишь о тех, с рождением которых, как полагает заявитель, у него возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Невыполнение Семеновой М.О. предписаний пунктов 5 и 6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) повлекло принятие истцом решения о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, то есть лицу, чьё право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частью 3 статьи 3 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", на дату подачи соответствующего заявления прекратилось.
При соблюдении Семеновой М.О. предписаний пунктов 5 и 6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и предоставлении истцу достоверных сведений об очерёдности рождения детей, пенсионный орган в удовлетворении заявления Семеновой М.О. о выдаче сертификата вправе был отказать на основании пункта 2 части 6 статьи 5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Рождение Семеновой М.О. третьего и четвёртого ребёнка, притом, что все четверо детей рождены ответчицей после 01 января 2007 года, в отношении второго ребёнка, с рождением которого у неё возникло право на материнский капитал, она лишена родительских прав, правового значения для разрешения вопроса о прекращении права Семеновой М.О. на дополнительные меры государственной поддержки не имеет и права на дополнительные меры государственной поддержки не предоставляет.
Как прямо следует из содержания части 1 статьи 3 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки в виде предоставления семьям, имеющим детей, средств материнского (семейного) капитала на основании данного Федерального закона предоставляются только один раз.
При таком положении законных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований УПФР России в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тамбова от 31 августа 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Прекратить право Семеновой М.О., родившейся ***, на дополнительные меры государственной поддержки по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии ***
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.