Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Игнатьевым С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Балашовой Е.М.
на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 3 сентября 2015 года
гражданское дело по иску прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода в интересах Нефедовых И.А., М.К. и И.К., к Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода и к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании распоряжения незаконным, восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в сводном списке и предоставлении жилого помещения,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав пояснения Нефедовых И.А., М.К. и И.К.,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что Нефедова И.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении как вдова военнослужащего запаса с семьей из трех человек с " ... " года, с " ... " года - состоит на учете в сводном списке. Однако до настоящего времени Нефедовы И.А., М.К. и И.К. не обеспечены жилым помещением, а " ... " года указанные лица исключены из данных списков.
Решением суда от 3 сентября 2015 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Балашовой Е.М. поставлен вопрос об отмене состоявшегося по данному делу решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч.2).
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч.3).
С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
Из дела видно, что Нефедова И.А. является вдовой военнослужащего ВС РФ запаса - Н.К.А., в составе семьи которого (с количеством семьи всего 4 человека) с " ... " года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.5,17-24,82,84-85).
" ... " года по обращению Нефедова К.А. семье было предоставлено жилое помещение в маневренном фонде сроком на один год по адресу: " ... " (впоследствии квартира N " ... ") (л.д.77-78,79-81), т.к. ранее занимаемое жилое помещение сдано для реконструкции.
" ... " года Н.К.А. умер (л.д.6), а его семья до настоящего времени проживает в жилом помещении маневренного фонда по указанному выше адресу(л.д.87).
Распоряжением Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода от " ... " года Нефедовы И.А., М.К. и И.К. сняты с учета нуждающихся в получении жилья со ссылкой на заключение на занимаемое семьей жилое помещение договора социального найма (л.д.46-48,49-50,90-93).
Рассматривая дело, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями, содержащимися в п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в соответствии с которыми при рассмотрении исков, связанных с осуществлением военнослужащими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, данная норма закрепляет для вышеуказанных лиц право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с этим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.
При этом в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего являются признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти) военнослужащего.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и представленных вместе с заявлениями документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
К числу документов, которые могут быть приложены к заявлению о признании нуждающимся в жилом помещении относятся выписки из домовых книг, копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.
Закон Нижегородской области от 07.02.2011г. N 14-З "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области" в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" определяет в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации порядок предоставления гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области (ст.1).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.03.2011г. N 160 утвержден Порядок организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области и на министерство социальной политики Нижегородской области возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области.
Так, в силу п.1 указанного Порядка право на получение жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области имеют вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) до 1 января 2005 года следующие категории граждан:
а) установленные абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацем третьим пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
б) установленные статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Согласно п.8 данного Порядка Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение 10 рабочих дней со дня представления списков органами местного самоуправления.
Основаниями для отказа во включении граждан в список, указанный в абзаце первом настоящего пункта, являются:
- предоставление гражданином документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, не в полном объеме;
- гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
О включении (отказе во включении) в сводный список министерство социальной политики Нижегородской области информирует граждан в течение 5 рабочих дней с даты утверждения сводного списка.
Давая оценку исковым требованиям прокурора, суд первой инстанции, установив, что Нефедовы И.А., М.К. и И.К. являются лицами, относящимися к категории граждан, имеющих право на получение жилья, пришел к правильному выводу о том, что распоряжение " ... " года администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, т.к. нарушает их право на обеспечение жильем, в связи с чем, постановило восстановлении их в сводном списке и о возложении обязанности на Министерство социальной политика области по обеспечению жильем.
А именно, суд первой инстанции дал аргументированное суждение о том, что факт заключения с Нефедовой И.А. договора социального найма жилого помещения, занимаемого семьей, не может служить основанием для снятия Нефедовых И.А., М.К. и И.К. с учета нуждающихся в получении жилья, поскольку занимаемое ими по этому договору жилье относится к маневренному фонду - доказательств обратного ответчиками по делу не представлено.
С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении заявленного прокурором в интересах Нефедовых И.А., М.К. и И.К. иска является законным и обоснованным, постановленным с учетом правовых норм регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании, оснований для его отмены суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Балашовой Е.М. не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную указанным ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 3 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Балашовой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.