судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре: Гульовской О.Р.,
дело по апелляционной жалобе Гранина А.М., возражениям на нее,
на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 08 сентября 2015 года
по иску Гранина А.М. к ГКУ "Управление социальной защиты населения по городскому округу городу Выкса Нижегородской области" об обязании выплачивать ЕДК, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гранин А.М. обратился в суд с иском к ГКУ "Управление социальной защиты населения по городскому округу городу Выкса Нижегородской области" об обязании выплачивать ЕДК, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что как участник ликвидации аварии на ПО " "данные изъяты"" в ДД.ММ.ГГГГ г.г., имеет право на 50 % оплаты коммунальных услуг согласно ст. 15 ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Как инвалид второй группы он также имеет право на оплату не ниже 50 % коммунальных услуг согласно ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ". Однако, ГКУ "Управление социальной защиты населения по городскому округу городу Выкса Нижегородской области" производит ему выплату ЕДК только как участнику ликвидации аварии на ПО " "данные изъяты"".
На основании изложенного истец просил суд обязать ГКУ "Управление социальной защиты населения по городскому округу городу Выкса Нижегородской области" выплачивать ему ЕДК за инвалидность второй группы, а также взыскать с ГКУ "Управление социальной защиты населения по городскому округу городу Выкса Нижегородской области" в его пользу компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" руб.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 08 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Гранина А.М. отказано.
В апелляционной жалобе Граниным А.М. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ НО "Управление социальной защиты населения городского округа город Выкса" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили. В соответствии с п. 3 ст.167 ГПК РФ дело рассматривается без их участия.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в ДД.ММ.ГГГГ на производственном объединении " "данные изъяты"" и сбросов радиоактивных отходов в реку "данные изъяты"" в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в ДД.ММ.ГГГГ на производственном объединении " "данные изъяты"", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки "данные изъяты" в 1957 - 1962 годах.
В статье 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Аналогичные положения содержатся в со ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года, соответствии с которым если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу п.п. 1-4 ч. 1 ст. 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 N 281 (ред. от 10.07.2015) "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", настоящее Положение определяет порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных компенсаций, а также особенности предоставления мер социальной поддержки по оплате топлива, установленных:
1) Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
2) Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
3) Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
4) Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " "данные изъяты"" и сбросов радиоактивных отходов в реку "данные изъяты"".
В силу абз. 9 п. 16 Указанного Постановления Правительства Нижегородской области, при наличии у гражданина права на ежемесячную денежную компенсацию по нескольким основаниям расчет размера ежемесячной денежной компенсации по всем видам жилищно-коммунальных услуг производится в соответствии с личным заявлением получателя по одному основанию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства Нижегородской области, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячных денежных компенсаций в объеме, установленном нормативными правовыми актами, перечисленными в пункте 1 настоящего Положения, при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по очной форме, при предоставлении указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не учитывается). При наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячные денежные компенсации предоставляются гражданам при условии заключения и (или) выполнения условий соглашения(ий) о погашении задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг либо отдельных видов коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, Гранин А.М. является участником ликвидации последствий аварии в ДД.ММ.ГГГГ на производственном объединении " "данные изъяты"" и сбросов радиоактивных отходов в реку "данные изъяты", что подтверждено копией удостоверения серии Б N (л.д.9).
Также Гранин А.М. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждено копией справки серии N (л.д.8).
Как следует из справки получателю ЕДВ, Гранин А.М. через УПФ РФ по городскому округу городу Выкса получает ежемесячную денежную выплату 1.1 по категории "Инвалиды" на основании п. 1 ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ в размере "данные изъяты" руб. с ДД.ММ.ГГГГ.
Также получает ежемесячную денежную выплату 1.2 по категории Ликвидаторы ДД.ММ.ГГГГ. " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ р. "данные изъяты" на основании п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в ДД.ММ.ГГГГ на производственном объединении " "данные изъяты"" и сборов радиоактивных отходов в реку "данные изъяты"" от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ в размере "данные изъяты" руб. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).
ДД.ММ.ГГГГ Граниным А.М. подано заявление директору ГКУ "Управление социальной защиты населения по городскому округу городу Выкса Нижегородской области" о производстве перерасчета и выплате ЕДК за коммунальные услуги, как участнику ликвидации аварии на ПО " "данные изъяты"" и как инвалиду второй группы. Ранее при выплате ЕДК не учитывалась инвалидность.
Из справки о выплатах по личному делу N с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гранин А.М. за указанный период времени получал денежные суммы ЕДК в виде 50 % льготы на оплату коммунальных услуг, как ликвидатор на ПО " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ. " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время Гранин А.М. является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории ликвидатор последствий аварии на производственном объединении " "данные изъяты"" и сбросов радиоактивных отходов в реку "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ г.г., в том числе, на члена семьи - Г.В.А.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правильно применив вышеприведенные нормы права, установив, что истец является получателем ЕДВ по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также является инвали "адрес" группы, пришел к обоснованному выводу о том, что меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, могут быть установлены ему только по одному из указанных оснований, а не по каждому из них. Исключений в отношении таких лиц, позволяющих рассчитывать на предоставление выплат по двум основаниям, законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Внимание заявителя апелляционной жалобы обращается на то обстоятельство, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые стороны ссылались в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для признания их необоснованными по доводам жалобы не имеется. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гранина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.