Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 ноября 2015 г. по делу N 33А-1927/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации подполковника Вуколова ФИО7 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) и руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" (далее - УФО), связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Вуколов, главный инженер Экологического центра Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва), заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в связи с освобождением от занимаемой воинской должности с ноября 2010 года проходил военную службу в распоряжении руководителя Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва), а с 1 апреля 2014 года - в распоряжении начальника Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва) (далее - штаб МТО).
При этом по последнему месту службы заявитель составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 14 августа 2007 года и удерживает служебное жилое помещение в "адрес"-1, предоставленное ему на состав семьи 3 человека.
В связи с необеспеченностью по месту службы жилым помещением Вуколов на основании договора от 27 декабря 2011 года, заключенного сроком на 3 года, и договора от 26 декабря 2014 года, заключенного на 11 месяцев, осуществляет поднаем (аренду) жилого помещения, расположенного в г. Москве, ежемесячная плата по которым превышает 15 000 рублей.
Несмотря на то, что приказами начальника штаба МТО от 6 октября 2014 года N 113, от 27 октября 2014 года N 126, от 17 ноября 2014 года N 136, от 15 декабря 2014 года N 162 и от 16 июня 2015 года N 94 заявителю к выплате была установлена ежемесячная денежная компенсация за поднаем жилого помещения в размере 15 000 рублей за период с сентября 2014 года по май 2015 года, в ее производстве УФО было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Вуколов обратился с заявлением в суд, в котором просил признать незаконными действия директора ДЖО и руководителя УФО по невыплате ему за период с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015 года денежной компенсации за поднаем жилого помещения, возложив на руководителя УФО обязанность по выплате ему задолженности по указанной компенсации в размере 135 000 рублей с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей", а также п. 12, 14 и 17 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, утверждает о неправильном применении судом первой инстанции вышеприведенных норм материального права, что привело к принятию ошибочного решения.
Обращает внимание на то, что поскольку в установленном порядке он по последнему месту службы принят на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, то при таких обстоятельствах имеет право на получение оспоренной компенсации, в выплате которой ему необоснованно было отказано.
При этом считает, что обстоятельства, связанные с несдачей им служебной квартиры, расположенной по предыдущему месту его военной службы в "адрес"-1, в которой в настоящее время зарегистрированы и проживают члены его семьи, не должны учитываться при выплате ему оспоренной компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, выплата военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является одной из форм реализации права таких военнослужащих на обеспечение по новому месту военной службы служебными жилыми помещениями.
По делу установлено, что по ордеру от 14 декабря 2004 года, выданному Тимоновской КЭЧ района, Вуколову в "адрес" была распределена служебная двухкомнатная квартира, которую он в связи с убытием к новому месту военной службы в г. Москву не сдал, поскольку в ней в настоящее время проживают члены его семьи, отказавшиеся переезжать вместе с ним.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, и приложения к нему, определяющему типовую форму жилищного договора, военнослужащий и члены его семьи должны освободить и сдать в 3-месячный срок служебное жилое при переводе военнослужащего к новому месту службы, о чем выдается справка о сдаче служебного жилого помещения, подлежащая приложению военнослужащим к заявлению для получения служебного жилого помещения (п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280).
Таким образом, одним из условий обеспечения военнослужащих, прибывших к новому месту военной службы, служебными жилыми помещениями, а в случаях отсутствия их выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, является необходимость сдачи такой категорией военнослужащих служебных жилых помещений, ранее полученных ими по предыдущему месту военной службы.
Поскольку Вуколов при переводе к новому месту военной службы в г. Москву не сдал служебное жилье, расположенное по предыдущему месту его военной службы в "адрес"-1, то при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он не имеет права на получение оспоренной им денежной компенсации за жилое помещение, арендуемое им в г. Москве, а поэтому правомерно отказал заявителю в удовлетворении его заявления.
По вышеприведенным основаниям доводы автора жалобы судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном понимании положений действующего законодательства.
Ссылка в жалобе на обстоятельства, связанные с принятием заявителя по последнему месту службы на жилищный учет и включение его в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при условии несдачи им служебного жилья по предыдущему месту военной службы, не свидетельствует о наличии у него права на обеспечение в "адрес" служебным жилым помещением (получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 августа 2015 года по заявлению Вуколова Михаила Евгеньевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Председательствующий по делу Караблин А.А.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.