Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 ноября 2015 г. по делу N 33А-1988/2015
Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО10,
судей: ФИО11
при секретаре ФИО8,
с участием представителя заявителя ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) ФИО7 на решение Тульского гарнизонного военного суда от 14 августа 2015 г., согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего авиационной базы материально-технического обеспечения (МТО) войсковой части N (далее - войсковой части N) майора ФИО2 об оспаривании решения начальника территориального отделения ЗРУЖО (г. Калуга) об отказе в предоставлении жилого помещения и снятия с учета нуждающихся в получении жилья.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2, состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек, проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N. Общая продолжительность его военной службы составляет свыше 29 лет.
В соответствии с решением начальника территориального отделения ЗРУЖО от 24 июня 2015 г. N 40-64/04 ФИО2 отказано в предоставлении распределенной однокомнатной квартиры в г. Москве, общей площадью 35,3 кв.м., и он снят с жилищного учета в связи с тем, что им не сдано ранее полученное жилое помещение.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным упомянутое решение и просил обязать начальника территориального отделения ЗРУЖО передать ему в собственность распределенное жилое помещение, а также взыскать с территориального отделения судебные расходы, состоящие из расходов на оплату услуг представителя и государственной пошлины в общем размере 15 300 руб.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил частично, обязав заинтересованное лицо отменить оспоренное решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения в г. Москве, а также взыскал с территориального отделения ЗРУЖО в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 3 800 руб., а в остальной части заявленных требований, в том числе в части возмещения судебных расходов, - отказал.
В апелляционной жалобе представитель начальника территориального отделения ЗРУЖО, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование этого утверждает, что обязательства по обеспечению заявителя жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации были выполнены путем предоставления квартиры в г. Бутурлиновке Воронежской области, в связи с чем ФИО2, не сдав это жилье, не вправе рассчитывать на повторное обеспечение жилым помещением.
Представитель должностного лица полагает, что данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2010 г. N 205-В10-17, согласно которой распоряжение военнослужащего ранее предоставленным ему жильем по своему усмотрению, лишает его права на повторное обеспечение жильем даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
По мнению автора жалобы, суд не дал надлежащей оценки обязанности сдать жилье даже при смене балансодержателя, а также тому, что решение принято должностным лицом в рамках его полномочий и на основании фактических обстоятельств.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам (далее - военнослужащие), заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, из положений ст. 15 Закона, ст. 51 ЖК РФ следует, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и находится в зависимости от обеспеченности его и членов его семьи жилым помещением, в том числе предоставленным ранее органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 20 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", действовавшего в период рассматриваемых правоотношений, установлено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения.
В соответствии с п. 42 этого же Постановления, жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Согласно материалам дела, ФИО2 первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1 января 1998 г. С июня 2013 года заявитель проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N, дислоцированной в г. Туле.
Из материалов дела усматривается, что заявителю, состоявшему на учете нуждающихся в жилых помещениях с 15 августа 1996 г., на состав семьи 4 человека в 2002 году Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная в закрытом военном городке по адресу: "адрес", общей площадью 53,2 кв.м., жилой площадью 30 кв.м. (далее - квартира в г. Бутурлиновке).
В соответствии с п. 42 Решения исполнительного комитета Воронежского областного совета народных депутатов от 27 сентября 1989 г. N 425/53-21 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений", действовавшим на момент предоставления указанной квартиры, жилое помещение предоставляется гражданам в пределах 12 кв.м., но не менее 9 кв.м. на одного человека.
Следовательно, предоставленная ФИО2 и членам его семьи квартира не соответствовала по размеру жилой площади на которую они имели право претендовать, в связи с чем ФИО2 не мог быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при предоставлении квартиры в 2002 году.
Поскольку после перевода к новому месту военной службы ФИО2 жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, не приобрел право пользования жилым помещением, как по договору социального найма, так и на праве собственности, проживает на основании договора найма жилого помещения в общежитии в комнате, общей площадью 16,7 кв.м., заявитель не утратил на момент снятия его с жилищного учета оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Данное обстоятельство подтверждается принятием его на жилищный учет 25 июня 2005 г. при прохождении военной службы в г. Туле.
Что касается действий ФИО2, связанных с оставлением квартиры бывшим членам семьи и утрате им права пользования ею, то сами по себе, они не могут являться основанием для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилом помещении, поскольку выезд из квартиры в г. Бутурлиновке и регистрация по месту жительства в г. Туле были обусловлены обстоятельствами прохождения военной службы заявителем, который к тому же не был обеспечен жильем по установленным нормам от военного ведомства.
Судебная коллегия также отмечает, что указанные действия ФИО2 совершил в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 3 и 6 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
При таких установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности утверждения в оспариваемом решении о невозможности повторного обеспечения ФИО2 жилым помещением по договору социального найма.
Как указано выше, по смыслу Закона жилое помещение, ранее предоставленное военнослужащему из государственного жилищного фонда, должно быть возвращено именно тому государственному органу, который предоставил данное жилье либо тому, на который, в случае сдачи квартиры, возлагается обязанность по обеспечению такого военнослужащего жилым помещением.
В данном деле таким государственным органом является Министерство обороны Российской Федерации в лице его жилищных органов.
Руководствуясь положениями ст. 47, 54 ЖК РСФСР, действовавшего на момент обеспечения ФИО2 жильем, ст. 60, 63 и 69 ЖК РФ, следует прийти к выводу о том, что заявитель и члены его семьи с момента вселения в квартиру в г. Бутурлиновке, а после перевода ФИО2 к новому месту военной службы, что привело к его выселению из этого жилья, и расторжения брака - его бывшая супруга и их дети занимали ее на законных основаниях.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 1330-р г. Бутурлиновка исключен из перечня закрытых военных городков.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. N 1329 квартира в г. Бутурлиновке была сдана квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны Российской Федерации и принята в муниципальную собственность Бутурлиновским городским поселением Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.
На вышеуказанное жилое помещение 30 июня 2011 г. был заключен договор социального найма с бывшей супругой заявителя - ФИО2, и в октябре 2013 года оно было приватизировано ею и общими с заявителем детьми в равных долях.
Согласно справке о сдаче жилого помещения от 25 мая 2015 г. N 01-20/068 квартира в г. Бутурлиновке оставлена бывшим членам семьи (приватизирована бывшими членами семьи).
Из изложенного следует, что ФИО2 не мог повлиять на изменением правового положения указанного жилья и переход права собственности на него вначале от Министерства обороны Российской Федерации к муниципальным органам власти, а затем и к бывшим членам его семьи.
Таким образом, после передачи квартиры в г. Бутурлиновке в муниципальную собственность ФИО2 по независящим от него обстоятельствам был лишен возможности сдать ее Министерству обороны Российской Федерации.
Не могли повлиять на это и принятые заявителем меры, направленные на оспаривание в судебном порядке договоров социального найма и передачи в собственность, заключенных в отношении этого жилья.
В соответствии с решением Тульской городской Думы от 22 июня 2005 г. N 67/1294 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения", учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в городе Туле, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
В силу ст. 9 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. N 29 учетная норма в г. Москве установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Таким образом, как на момент получения квартиры в г. Бутурлиновке, ее приватизации, принятия оспариваемого решения, а также в настоящее время ФИО2 является необеспеченным жилым помещением по установленным нормам, как по месту военной службы, так и по избранному после увольнения месту жительства.
Данный вывод с учетом фактических обстоятельств не противоречит судебному постановлению Верховного Суда Российской Федерации, на который представитель должностного лица указывает в жалобе.
При таких данных судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения начальника территориального отделения ЗРУЖО от 24 июня 2015 г. и возложении на это должностное лицо обязанности по его отмене, восстановлению ФИО2 на жилищном учете и повторному рассмотрению вопроса о предоставлении распределенной квартиры, и не находит законных оснований для отмены либо изменения судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тульского гарнизонного военного суда от 14 августа 2015 г. по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица ФИО7 - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО10
Секретарь судебного заседания
ФИО8
23 ноября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.