Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего Галактионовой Р.А.,
судей Рябцевой О.В., Лобановой Л.В.,
при секретаре Ивановой Т.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Рябцевой О.В.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения- Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда города Иваново от 11 августа 2015г. по иску Павловской М.Н. к Государственному учреждению - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
установила:
Павловская М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Исковые требования мотивированы тем, что сын истицы К.О.П., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является ребенком-инвалидом и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" имеет право на бесплатное получение путевок в санаторий. Павловская М.Н. обратилась в региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением на получение в 20-- году путевки на санаторно-курортное лечение сына, предоставив при этом справку лечащего врача, заполненную по форме N ***/*. Однако в обеспечении путевкой было отказано со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. Считая такой отказ незаконным, истица просила обязать ГУ - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ребенку-инвалиду К.О.П. путевку на санаторно-курортное лечение на 20-- год.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
С решением суда не согласно ГУ - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя ГУ - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации У.Я.П., поддержавшего жалобу, Павловскую М.Е. и ее представителя П.И.В., возражавших на жалобу, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе дети-инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Из обстоятельств дела следует, что несовершеннолетний К.О.П., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанными выше положениями Закона К.О.П. обеспечивался путевкой на санаторно-курортное лечение ДД.ММ.ГГГГ. в ЧУ "***" СТД РФ, ДД.ММ.ГГГГ. в санаторий "***2", ДД.ММ.ГГГГ. в санаторий "***3".
ДД.ММ.ГГГГ. мать несовершеннолетнего Павловская М.Н. обратилась в ГУ - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ее сыну санаторно-курортной путевки в 20-- году, приложив медицинскую справку по форме ***/*-** от ДД.ММ.ГГГГ. без номера, согласно которой К.О.П. рекомендовано санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ. ГУ - Ивановское региональное отделение ФСС РФ поставило К.О.П. на учет для получения санаторно-курортного лечения по профилю ------------------, при постановке на учет регистрационный номер очереди - ****.
Впоследствии, в связи с истечением срока действия медицинской справки истица представила в ГУ - Ивановское региональное отделение ФСС РФ обновленную медицинскую справку по форме ***/*-** от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой К.О.П. рекомендовано санаторно-курортное лечение.
В 20-- году и в течение 20-- года путевка на санаторно-курортное лечение К.О.П. не предоставлена.
Удовлетворяя исковые требования Павловской М.Н., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что К.О.П., законный представитель которого своевременно обратился к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ГУ - Ивановское региональное отделение ФСС РФ предоставить К.О.П. путевку на санаторно-курортное лечение.
Суд также указал, что недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета и большое количество лиц в регионе, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут явиться основанием для лишения ребенка-инвалида принадлежащего ему права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о нарушении права К.О.П. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 20-- год и о возложении на ответчика обязанности предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1527,3 руб.; в 2015 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 1028,9 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1609,4 руб. (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 1211н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных Приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Таким образом, установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Поскольку истица в установленном порядке обратилась в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении её сыну путевки на санаторно-курортное лечение, но в течение календарного года он не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и ребенок-инвалид сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком К.О.П. путевки на санаторно-курортное лечение в 20-- году следует расценивать как лишение ребенка-инвалида принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее ГУ - Ивановское региональное отделение ФСС РФ предоставить К.О.П. путевку на санаторно-курортное лечение, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Ивановской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Павловской М.Н. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Заявление Павловской М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении санаторно-курортной путевки в 20-- году было рассмотрено Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ. несовершеннолетний К.О.П. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером ****. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. К.О.П. числится в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение под номером ****.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена К.О.П. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления его законного представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что принятое судом решение о возложении на ГУ - Ивановское региональное отделение ФСС РФ обязанности предоставить К. О.П. санаторно-курортную путевку без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм материального права, а поэтому подлежит отмене. По делу должно быть вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Павловской М.Н. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Иваново от 11 августа 2015 года отменить, апелляционную жалобу Государственного учреждения- Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Павловской Марины Николаевны к Государственному учреждению - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано 1 декабря 2015 года ___________________Рябцева О.В.
Размещено на сайте ______________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.