Судья Курганского областного суда Пшеничников Д.В., рассмотрев в городе Кургане 16 ноября 2015г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТеплоРесурс" на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 23 сентября 2015г. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от "ДД.ММ.ГГ."г. N ООО "ТеплоРесурс" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ с наложением наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 23 сентября 2015г. постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Курганской области от "ДД.ММ.ГГ."г. N оставлено без изменения, жалоба ООО "ТеплоРесурс" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Курганский областной суд, общество просит отменить решение районного суда по жалобе, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов ссылается на допущенные при производстве по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения, касающиеся сбора доказательств, отсутствие у общества обязанности получения специального разрешения на выбросы в атмосферный воздух при эксплуатации котельного оборудования; указывает на ошибочность и не соответствие сложившейся арбитражной практике выводов суда относительно наличия события вмененного юридическому лицу правонарушения.
В судебное заседание представитель ООО "ТеплоРесурс" не явился, извещался надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области К.С.И., П.Н.В., действующие на основании доверенностей, с жалобой ООО "ТеплоРесурс" не согласились по доводам письменных возражений, подписанных директором Департамента и ранее представленным в областной суд, просили в удовлетворении жалобы отказать, оставить решение районного суда без изменения.
Заслушав пояснения представителей административного органа, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона от 4.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Из материалов дела видно, что ООО "ТеплоРесурс" осуществляет деятельность по предоставлению тепловой энергии для отопления жилого фонда и социальных объектов "адрес" путем эксплуатации котельной, расположенной в центральной части "адрес".
Стационарным источником выбросов является один котел, а также расположенные на территории котельной неорганизованные источники выбросов -площадки для складирования нефтекокса, площадки для временного хранения шлака.
В связи с коллективной жалобой жителей "адрес" в феврале 2015г. в прокуратуру района на работу котельной, в результате которой в домах и квартирах жителей поселка наблюдалось выпадение большого количества сажевых частиц, была проведена проверка.
По итогам проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проверки было установлено, что в результате эксплуатации указанной котельной ООО "ТеплоРесурс" осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом, котельная эксплуатировалась без получения юридическим лицом разрешения на выброс загрязняющих веществ.
По данному факту прокурором района "ДД.ММ.ГГ."г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, которое вместе с материалами проверки направлено для рассмотрения по подведомственности в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, которым "ДД.ММ.ГГ."г. было вынесено постановление N о привлечении ООО "ТеплоРесурс" к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении жалобы ООО "ТеплоРесурс" и оставляя без изменения постановление Департамента от "ДД.ММ.ГГ."г. N, районный суд правомерно исходил из того, что ООО "ТеплоРесурс" было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку обществом осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Доводы общества о недоказанности события и состава административного правонарушения в связи с тем, что не был установлен факт выброса и вредность выбрасываемого в атмосферный воздух вещества состоятельными не являются.
В соответствии с п. 11 положения "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000г. N 183 (в ред. от 5.06.2013), источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Такой порядок и перечень вредных (загрязняющих) веществ утверждены Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (ред. от 18.07.2013).
В соответствии с п.п. 5-7 Порядка источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке.
При этом, к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Государственному учету и нормированию, в частности, подлежат указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ под номерами 13, 19 и 21 - сажа (углерод), углерода оксид и формальдегид (Приложение 2 к настоящему Приказу).
Поскольку, как было установлено в результате проведенной прокурором района проверки, обществом в феврале 2015г. без получения соответствующего разрешения через стационарный источник (отопительный котел) осуществлялись выбросы в атмосферный воздух, протоколами лабораторных испытаний от "ДД.ММ.ГГ."г. было установлено наличие в пробах воздуха углерода, оксида углерода и формальдегида, указанных в Приложении 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 579 в перечне вредных (загрязняющих) веществ, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что применительно к установленным по делу об административном правонарушении обстоятельствам факт совершения обществом правонарушения был доказан.
Какой либо инвентаризация вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до начала осуществления выбросов обществом не проводилось.
Отбор образцов проб воздуха был произведен "ДД.ММ.ГГ."г. в непосредственной близости от котельной по адресам: "адрес" и "адрес" в р. "адрес"; данное мероприятие осуществлялось в рамках проводимой прокурором района проверки специалистом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", привлеченным в соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"; вынесение по результатам проверки прокурором в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" постановления о возбуждении дела об административном правонарушении являлось конечным актом прокурорского реагирования по результатам рассмотрения коллективной жалобы граждан.
В этой связи утверждения заявителя о нарушении установленного ст. 26.5 КоАП РФ порядка отбора проб и недопустимости в связи с этим полученных в отсутствие представителя ООО "ТеплоРесурс" и до возбуждения административного дела прокурором результатов исследования состоятельными не являются, поскольку вопреки доводам жалобы административное расследование по настоящему делу не проводилось.
Ссылки общества в жалобе на то, что при эксплуатации котла КВС-1,6 в качестве твердого топлива используется не указанный в административном протоколе и постановлении нефтекокс, а иной вид топлива, самостоятельного правового значения для дела не имеет, поскольку вне зависимости от используемого вида топлива в атмосферный воздух на стационарном источнике осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
Утверждения заявителя о том, что выявленные в пробах воздуха вредные вещества не подлежат нормированию, поскольку не превышают предельно допустимого уровня концентрации загрязняющих веществ, не основаны на нормах вышеприведенного федерального законодательства, ошибочно толкуемого обществом.
Не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта также доводы общества о несоразмерности назначенного административным органом наказания и необходимости его квалификации как малозначительного, а также снижения размера штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
ООО "ТеплоРесурс" не только не признавало своей вины, но оспаривало само событие правонарушения, не приводя при этом в обоснование своих возражений при рассмотрении жалобы районным судом каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых судом могли быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, либо имеющих существенное значение для индивидуализации наказания обстоятельств, в соответствии с которыми размер штрафа мог быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
Иные аргументы и доводы автора жалобы во внимание не принимаются, поскольку сводятся к неподлежащей юридической оценке критике обжалуемого судебного решения и ссылкам на арбитражную судебную практику по конкретным административным делам, не имеющих преюдициального значения для настоящего административного дела.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции статьи.
Жалоба ООО "ТеплоРесурс" рассмотрена районным судом в соответствии с правилами ст. 30.6 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от "ДД.ММ.ГГ."г. N, решение Юргамышского районного суда Курганской области от 23 сентября 2015г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ТеплоРесурс" по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения - оставить без изменения, жалобу ООО "ТеплоРесурс" - без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья Д.В.Пшеничников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.