Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,
при секретаре И.К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 ноября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах ребенка-инвалида П.А.А. к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение
по апелляционной жалобе П.А.А., действующего в интересах несовершеннолетнего П.А.А.,
на решение Курганского городского суда Курганской области от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска прокурору г. Кургана в интересах ребенка-инвалида П.А.А. к ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение П.А.А. и сопровождающему лицу за 2014 отказать и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета отказать".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Литвиновой И.В., пояснения прокурора Половниковой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - М.Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кургана обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Курганскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) в интересах несовершеннолетнего П.А.А. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование указал, что несовершеннолетний П.А.А. имеет статус ребенка-инвалида. 25.07.2014 и 15.05.2015 ему было рекомендовано санаторно-курортное лечение. 11.08.2014 законный представитель ребенка обратился в ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевку. Путевка П.А.А. предоставлена не была, отказ мотивирован недостаточностью бюджетного финансирования. Прокурор, полагая данный отказ незаконным, просил обязать ответчика предоставить П.А.А. и сопровождающему его лицу путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета с бесплатным проездом к месту лечения и обратно.
В судебном заседании прокурор и П.А.А. действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида П.А.А., в судебном заседании на исковых требованиях настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности М.Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась.
Представитель третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве просил рассматривать дело в его отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.А.А. действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида П.А.А., просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции. Считает, что право на получение путевки ребенку-инвалиду гарантировано государством. А поскольку законный представитель ребенка обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки своевременно, приложив все необходимые медицинские документы, свидетельствующие о нуждаемости лица в санаторно-курортном лечении, путевка должна быть предоставлена. Отказ в предоставлении социальной помощи по мотивам недостаточности бюджетного финансирования является незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выражая согласие с постановленным решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу П.А.А. - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились истец П.А.А. и его законный представитель П.А.А. представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Курганской области, извещены своевременно о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что П.А.А. " ... "2001 года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 01.12.2015, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 N от 01.12.2014.
Согласно справкам " ... " от 14.11.2014 N, от 15.05.2015 N у П.А.А. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
11.08.2014 законный представитель П.А.А. обратился в ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение ребенку-инвалиду в 2014 году с приложением всех необходимых документов.
11.08.2014 " ... " был принят ответчиком на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, регистрационный номер очереди - N
В 2014 году путевка П.А.А. предоставлена не была.
С просьбой оказать содействие в получении путевки на санаторно-курортное лечение законный представитель П.А.А. 03.06.2015 обратился в прокуратуру г.Кургана.
03.07.2015 прокурор г.Кургана обратился с настоящим иском в суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении, указав, что обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности и в пределах выделенных бюджетных средств не противоречит закону, а предоставление путевки на санаторно-курортное лечение вне очереди приведет к нарушению прав граждан, вставших на учет раньше.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и их правовым обоснованием.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Анализ приведенных выше нормативных актов свидетельствует о том, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ категории граждан, а установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N686-О).
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
В связи с чем, как верно отметил суд первой инстанции, оснований считать, что право истца на получение путевки в 2014 году нарушено, не имеется, поскольку право на такое предоставление за ним сохраняется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции стороны истца, и не служат основаниями для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А.А., действующего в интересах несовершеннолетнего П.А.А., - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.