судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
и судей Ирышковой Т.В., Бабаняна С.С.
при секретаре Потаповой О.В.
заслушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области на решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 30 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Лариной С.Г. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району Пензенской области о понуждении к назначению пенсии удовлетворить.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району назначить Лариной С.Г. досрочную пенсию по старости со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении - год как год и три месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, признав в этой части недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном Учреждении Управлении пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Мокшанскому району Пензенской области в пользу Лариной С.Г. судебные расходы в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения Лариной С.Г., просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Ларина С.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области о понуждении к досрочному назначению страховой пенсии по старости, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области от 22.05.2015 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия необходимого стажа. При этом в стаж работы по специальности не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до трех лет в льготном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи в льготном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры терапевтического отделения в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в Мокшанском ПНИ в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы усовершенствования в календарном порядке. С данным решением она не согласна, т.к. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца. Согласно разъяснениям Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N23-24-11 время отпуска по уходу за ребенком засчитывается в стаж, дающий права на пенсию на льготных условиях и льготных размерах. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским образованием" повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются оплачиваемыми, за эти периоды работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а потому они должны включаться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Просила суд признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области от 12.05.2015 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области включить в ее специальный стаж вышеуказанные периоды в льготном и календарном исчислении соответственно и досрочно назначить пенсию по старости с 12.05.2015.
Мокшанский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе истице в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы при назначении пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, включение периодов работы истицы после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1 год как год и 3 месяца) является незаконным.
Включение судом периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, также является необоснованным, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516 такие периоды включению в стаж работы по специальности, дающей право на досрочное назначение пенсии, не подлежат.
В возражениях на апелляционную жалобу Ларина С.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области от 22.05.2015 N882 Лариной С.Г. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия необходимого стажа. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца), а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что Ларина С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу на должность фельдшера скорой помощи Мокшанской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры терапевтического отделения той же больницы, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности медсестры в Мокшанском психоневрологическом интернате.
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании п.20 ч.1 ст.30 вышеназванного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 указанной статьи закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп."а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.1 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 01.11.1999 независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").
Принимая решение о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения Лариной С.Г. в отпуске по уходу за ребенком, суд первой инстанции исходил из того, что до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием указанного Закона, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу вышеназванного Закона, суд пришел к выводу, что в специальный стаж для назначения досрочной пенсии истицы должен быть включен весь период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, основаны на правильном применении норм материального права, а потому являются обоснованными.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно п.7 Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1989 N375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывалось в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия вышеназванных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то весь период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевший место в период работы истицы в сельской местности, обоснованно включен судом в ее специальный стаж в льготном исчислении (как 1 год и 3 месяца).
Разрешая спор и включая периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд правомерно руководствовался положениями ст.187 ТК РФ, согласно которой за работниками сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата в случае направления их работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы.
Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (взносов на государственное социальное страхование), оспариваемые периоды также обоснованно включены судом в специальный стаж истицы.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными возражениям на иск, были предметом судебного разбирательства и не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они основаны на ошибочном применении и толковании норм права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основаниями для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.