судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.,
судей Земцовой М.В., Потеминой Е.В.,
при секретаре Рязанцевой Е.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 29.09.2015г., которым постановлено:
"Исковые требования Петкилевой Н.Н. удовлетворить.
Признать за Петкилевой Н.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона РФ " О страховых пенсиях".
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Петкилевой Н.Н. досрочную пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на пенсию, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии "данные изъяты", отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев."
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Петкилева Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы. При определении ее права на пенсию были необоснованно включены в календарном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии "данные изъяты", период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат включению в стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 мес.). Кроме того, не включены в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просила включить указанные периоды в ее трудовой стаж в льготном исчислении.
В судебном заседании Петкилева Н.Н. уточнила периоды работы и курсов повышения квалификации, подлежащих включению в стаж, просила включить в стаж необоснованно зачтенные ответчиком в календарном исчислении периоды работы, и не включенные в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации согласно протоколу заседания комиссии.
Ленинский районный суд г.Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает, что, обязывая УПФ включить истице в специальный стаж спорные периоды в льготном исчислении (1 год работы считать 1 годом и 6 мес.), суд существенно нарушил нормы материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Петкилева Н.Н. и ее представитель Долманова М.Ю. просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, проверив законность решения применительно к ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, Петкилева Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Как установлено судом первой инстанции, в специальный стаж Петкилевой Н.Н. пенсионным органом было включено 24 года 6 месяцев и 3 дня, при этом комиссия включила в специальный стаж истицы в календарном исчислении: периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии "данные изъяты" по тем основаниям, что наименование отделения в штатных расписаниях учреждения не соответствует поименованному в Перечне структурных подразделений и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа; отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отпуск по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.
Кроме того, в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. согласно п. 5 Правил исчисления ... , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен.
Разрешая исковые требования Петкилевой Н.Н., суд первой инстанции, оценив в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, с чем судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Петкилева Н.Н. была принята в "данные изъяты" на должность медсестры в отделение реанимации и интенсивной терапии. В 1994 г. учреждение переименовано в "данные изъяты", с 2005 г. стало именоваться "данные изъяты", в 2006 г. учреждение реорганизовано в "данные изъяты", в 2011 г. переименовано в "данные изъяты", в 2013 г.- в "данные изъяты". В указанном учреждении истица работает по настоящее время. При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 г. утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 1 ноября 1999 г.
Согласно пункту 2 Перечня, утвержденного названным Постановлением Правительства Российской Федерации, работа в должности медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28 - 31 списка (наименование структурных подразделений) засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета: 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев стажа.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был пролонгирован и Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, которым утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно пункту 2 Перечня, утвержденного названным Постановлением Правительства Российской Федерации, работа в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры-анестезиста в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе приказа "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в учреждении на основании приказа городского отдела здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ N было открыто отделение реанимации и интенсивной терапии на 6 коек; книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, в которой структурное подразделение, в котором работала истица значится как ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии); приказа "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, которым в штатное расписание учреждения внесены изменения относительно наименования отделения (оно стало именоваться отделением реанимации и интенсивной терапии N) следует, что в рассматриваемые спорные периоды истец фактически работала медицинской сестрой палат реанимации и интенсивной терапии, что предусмотрено Перечнем, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что следует обязать ответчика включить спорные периоды в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 мес., здесь также следует отметить, что периоды работы истца в той же должности и в том же отделении после ДД.ММ.ГГГГ пенсионными органами включаются в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 мес. Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, так как он не противоречит требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что в заявленные периоды Петкилева Н.Н. осуществляла лечебную деятельность, при этом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам.
В соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5).
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (раздел 8 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н), он же служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Исходя из изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии в частности со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, вывод суда о том, что период получения Петкилевой Н.Н. пособия по нетрудоспособности в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как наступивший непосредственно во время льготной работы подлежит льготному исчислении как 1 годы работы за 1 год и 6 месяцев, является правильным, не противоречит действующему законодательству.
Также судебная коллегия соглашается и с выводом суда о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в льготном исчислении.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Руководствуясь положения трудового законодательства (в частности, ст. 187 ТК РФ), суд правильно указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж истицы, поскольку указанные периоды являлись периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая во внимание то, что на курсы повышения квалификации лицо направляется в период определенной работы, то и включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах зависит от того, в каком исчислении включена основная работа лица в специальный стаж, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении. Доводы жалобы пенсионного органа, оспаривающие указанные выше выводы, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, и сведений, опровергающих выводы суда, содержащиеся в этом решении, и не могут явиться основанием к его отмене. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 29.09.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.