судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Гордеевой Н.В., Репиной Е.В.,
при секретаре Аблязове Н.И.,
с участием прокурора Лункина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 19 августа 2015 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области по организации предоставления жителям многоквартирных домов коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества и в необходимых потребителям объемах удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области в сфере организации в границах поселения горячего качественного водоснабжения населения.
Обязать администрацию г. Сердобска Серобского района Пензенской области организовать горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов N 168 и N 172 по ул. М. Горького в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., заключение прокурора Лункина С.А., находившего решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сердобского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области, указав, что прокуратурой Сердобского района Пензенской области была проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения горячим водоснабжением жителей домов N 168, N 172 по ул. М.Горького в г. Сердобске Пензенской области. В ходе данной проверки было установлено отсутствие подачи горячей воды. Перебои с подачей горячей воды в летний период на объекты коммунальной сферы и жилой фонд от котельной N 7, эксплуатируемой МУП "Сердобская теплосеть" г.Сердобска, повторяются ежегодно в течении нескольких лет подряд по причине того, что работа мощных насосов при значительно уменьшенной в летний период системе отопления приводит к постоянным разрывам трубопроводов и выходу из строя запорной арматуры, а уменьшение мощности насосов не представляется возможной из-за значительного разброса объектов теплоснабжения, в связи с чем, обеспечение горячим водоснабжением в летний период возможно только при полной реконструкции системы горячего водоснабжения. Альтернативного источника обеспечения жителей указанных многоквартирных домов горячим водоснабжением администрацией г. Сердобска Сердобского района Пензенской области предусмотрено не было. Установка с указанной целью во всех квартирах жилых домов электрических водонагревателей также не предусмотрена по причине технической невозможности двукратного увеличения мощности потребляемой энергии. В настоящее время котельная N 7, эксплуатируемая ранее МУП "Сердобская теплосеть" г. Сердобска, находится в собственности ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго", которое в свою очередь передало ее без заключения письменного договора в мае 2015 года в пользование ООО "Сердобские тепловые сети" для технического обслуживания теплоснабжающего оборудования, принадлежащего ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго", при этом бесперебойная подача горячей воды на объекты социальной и жилой сферы г. Сердобска от данной котельной также не обеспечена. Глава администрации г. Сердобска Сердобского района обратился к генеральному директору ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго", генеральному директору ООО "Сердобские тепловые сети" с требованием незамедлительного возобновления работы газовой котельной, и обеспечения бесперебойной подачи горячей воды на объекты социальной и жилой сферы г. Сердобска только 29.07.2015 года, после внесения представления об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокуратурой Сердобского района. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией г. Сердобска Сердобского района Пензенской области не рассматривался вопрос об организации водоснабжения населения, в том числе принятии мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. По состоянию на 07.08.2015 года горячее водоснабжение жителей вышеуказанных многоквартирных домов не возобновлено, при этом объективных причин, препятствующих осуществлению указанных действий не имеется. Допущенные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего осуществления своих обязанностей должностными лицами администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области и влекут за собой нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
По указанным основаниям прокурор Сердобского района Пензенской области просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов N 168, N 172 по ул. М.Горького в г.Сердобске Сердобского района Пензенской области; обязать администрацию г. Сердобска Сердобского района Пензенской области принять меры к организации предоставления жителяммногоквартирных домов N 168 и N 172 по ул. М.Горького в г.Сердобске Сердобского района Пензенской области коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в необходимых потребителям объемах.
Сердобский городской суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области просил отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на выполнение органом местного самоуправления всех необходимых мероприятий по организации горячего водоснабжения населения.
С учетом публичного характера правоотношений, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, рассмотрение указанной апелляционной жалобы в силу положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ производится судом апелляционной инстанции по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (положения которого применялись при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, до введения в действие КАС РФ (15 сентября 2015 года), в том числе на момент вынесения судом обжалуемого решения) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела судом установлен факт прекращения подачи горячей воды ресурсоснабжающей организацией на длительные периоды времени в многоквартирные жилые дома NN 168, 172 по ул. М.Горького в г. Сердобске Пензенской области в связи с ненадлежащим техническим состоянием и ремонтом сетей горячего водоснабжения, отсутствием договора на поставку газа.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, исходил из того, что на администрацию города Сердобска Сердобского района Пензенской области, как исполнительный орган местного самоуправления, в соответствии с законом возложена обязанность по организации горячего водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; однако данная обязанность органом местного самоуправления не была исполнена, что повлекло нарушение прав граждан на обеспечение горячего водоснабжения.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым публичным правоотношениям, в частности, положениям ч. 2 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 22 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которыми установлены вышеуказанная обязанность органов местного самоуправления и приоритетность обеспечения населения горячей водой, как одного из принципов государственной политики в сфере водоснабжения.
Вопреки бремени доказывания, возложенному ст. 249 ГПК РФ, администрацией города Сердобска Сердобского района Пензенской области не представлено доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии необходимых мер по организации горячего водоснабжения населения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанное бездействие органа местного самоуправления повлекло нарушение прав граждан, постоянно или временно проживающих в многоквартирных домах NN 168, 172 по ул. М. Горького в г. Сердобске, круг которых не определен, у суда имелись предусмотренные ст. ст. 45, 255, 258 ГПК РФ основания для удовлетворения требований прокурора.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не основаны на верном толковании закона, не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сердобского городского суда Пензенской области от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.